Красавица и чудовище. Юлия Тимошенко: “Меня называют атомной бомбой” ("MK")
“За каждым великим мужчиной стоит великая женщина”, — гласит древняя мудрость. Конечно, формального лидера украинской оппозиции Виктора Ющенко великим мужчиной нельзя назвать и с очень большой натяжкой. Даже его друзья признают, что блестящий финансист Ющенко как политик — размазня, а как лидер и вовсе никакой. А жена Виктора Андреевича Екатерина недавно “защитила” супруга и вовсе в предельно двусмысленных выражениях: “На моего мужа невозможно повлиять… Он не спрашивает у меня совета, даже когда делает салаты!”
Зато стоящая за троном великая женщина в окружении Ющенко, безусловно, наличествует. В бытность Виктора Андреевича главой кабинета министров именно вице-премьер Юлия Тимошенко была реальным руководителем его правительства. Именно Тимошенко в последние пять лет старательно лепила из Ющенко лидера оппозиции. Наконец, именно эта хрупкая женщина сейчас ведет за собой народ на штурм украинской президентской администрации и против “врагов демократии”.
Любопытно, что королевой киевской политсцены Юлию Тимошенко сделала Россия. Или, вернее, деньги российских налогоплательщиков.
Рождение амазонки
В жизни Юлия Тимошенко гораздо меньше напоминает финалистку конкурса красоты, чем на фотографиях. Именно об этом я подумал, когда три года тому назад вошел в комнату, чтобы взять у нее интервью. Объясняется этот феномен просто. Большинство из появляющихся в прессе парадных портретов Юлии Владимировны делаются ее личным фотографом. Все фото тщательно ретушируются, визируются самой мадам и только потом передаются в СМИ.
Впрочем, надо признать, что для женщины на пятом десятке Юлия Тимошенко все равно выглядела сногсшибательно. В глаза бросался еще один момент. В течение всего интервью бывший вице-премьер Украины говорила подчеркнуто тихо и постоянно улыбалась. Но было сразу заметно, что передо мной человек, привыкший повелевать. Юлия Тимошенко прямо-таки излучала некую магнетическую энергию. А ее помощники, все как один брутальные мужики, вели себя, как щенки вокруг матерой волчицы.
Уроженка Днепропетровска Юлия Тимошенко — смешанного русско-армянского происхождения. Фамилии ее родителей — Телегина и Григян. Как и у многих будущих сильных мира сего, у Тимошенко было довольно трудное детство. Ее отец бросил семью, когда дочери было всего два года. Впрочем, отличавшаяся уже в юности сильным характером, девушка смогла быстро решить свои личные проблемы. Юлия женила на себе сына днепропетровского босса областного масштаба Геннадия Тимошенко Александра и почти сразу стала реальным главой семейства.
Когда в бывшем Советском Союзе начался ползучий переход к капитализму, профессиональный экономист Юлия Тимошенко быстро проявила себя и в бизнесе. Согласно ходящим по Киеву легендам, первоначальный капитал семья Тимошенко сколотила чуть ли не на торговле видеопродукцией. Но уже в начале 90-х годов Юлия Владимировна перешла на совершенно другой уровень. Сначала она торговала газом совместно с Виктором Пинчуком — своим тогдашним близким другом, ставшим впоследствии зятем Леонида Кучмы. А затем в бизнес-карьере Юлии Тимошенко и вовсе произошел грандиозный прорыв: она вошла в доверие к губернатору Днепропетровской области Павлу Лазаренко.
В 1994 году днепропетровский “хлопец” Леонид Кучма стал президентом Украины. Естественно, его клан быстро стал чуть ли не самым могущественным в стране. Его щупальца протянулись к самым разным отраслям украинской экономики. Неформальным лидером днепропетровцев являлся тогда губернатор Павел Лазаренко. А Юлия Тимошенко была его правой рукой. Злопыхатели и по сей день утверждают, что к Юлии Владимировне воеводу привлекла ее красота. Но скорее всего основой их отношений был все-таки бизнес.
“Душа каждого человека бесполая. Но я не считаю, что я утратила женские черты характера. Определение “мужик в юбке” крайне обидно”, — сказала мне сама Юлия Тимошенко три года назад. Но многие знакомые Юлии Владимировны отмечают, что склад характера у нее как раз типично мужской. Особенно наглядно это проявляется в сфере, связанной с бизнесом. “У нее не голова, а компьютер, — сказал мне один из хорошо знающих Юлию Тимошенко людей. — Она способна мгновенно придумывать хитроумные бизнес-комбинации, а потом жестко и безжалостно их осуществлять”.
Неудивительно, что Лазаренко поставил свою прекрасную соратницу на ключевой участок своей бизнес-империи — газовый сектор. Деятельность Юлии Владимировны на посту руководителя корпорации “Единые энергетические системы Украины” на официальном сайте Тимошенко описывается так: “Под ее руководством “ЕЭСУ” решила сложную государственную проблему, с которой не могли справиться ни президент, ни кабинет министров. Были ликвидированы многомиллиардные долги Украины перед Россией за природный газ”.
На самом деле результаты царствования Юлии Тимошенко в качестве украинской газовой принцессы были гораздо более противоречивыми. В 90-е годы ситуация в этой сфере украинской экономики напоминала дурной водевиль. Высокие московские чиновники регулярно гневно обвиняли украинцев в беспардонном воровстве голубого топлива из проходящих через республику газопроводов “Газпрома”. Киевские сановники отвечали на эти обвинения аргументами типа “сам дурак”. В реальности никакого конфликта между многими киевскими и московскими политиками не было. По словам знатоков, “несанкционированный забор” газа делался на основе неформальной договоренности между некими деятелями двух стран. А полученные многомиллиардные прибыли делились пополам. Как говорят эксперты, с приходом Тимошенко на газовый трон эта практика не прекратилась, но приобрела внешне гораздо более цивилизованный характер. Фактически все то же самое, но с точки зрения закона подкопаться почти невозможно.
Карьера Лазаренко тем временем шла в гору. В 1996 году Кучма сделал своего земляка премьером. Соответственно процветала и Юлия Тимошенко. Оборот корпорации “ЕЭСУ” в том же, 1996 году составил около 10 миллиардов долларов.
Один российский бизнесмен, тесно общавшийся с Юлией Владимировной в те годы, описывал ее как типичную бизнесвумен, лишенную всякого интереса к государственной деятельности: “Разговоры Юли отличались тогда предельным цинизмом. Она обильно использовала матерную лексику и ни о ком из своих знакомых не говорила с уважением. Все люди рассматривались с точки зрения полезности либо бесполезности. Об украинских националистах она тогда говорила с раздражением и презрением. Впрочем, теплого отношения к Москве у нее тоже не было. В отличие от бизнеса политика ее тогда не интересовала”.
Но уже в следующем, 1997 году Юлия Тимошенко была вынуждена вплотную заняться политикой. Ее патрон Лазаренко стал жертвой собственных успехов. Премьер очень быстро потерял контакт с реальностью и стал вести себя как полновластный правитель страны. Мало того что Лазаренко стал демонстрировать свое пренебрежительное отношение к Кучме. Премьер перестал делиться неформальными доходами со “старшими товарищами” по днепропетровскому клану.
Возмездие последовало незамедлительно. В июле 1997 года Лазаренко бесцеремонно вышвырнули из кресла главы правительства. Обиженный экс-премьер организовал было оппозиционную партию и попытался найти поддержку на Западе. Но его оппоненты подкинули иностранным спецслужбам компромат на Лазаренко. В результате бывшего главу правительства арестовали сначала в Швейцарии, а потом и в США. В июле 2004 года суд Сан-Франциско признал его виновным по 29 пунктам, включая отмывание денег, мошенничество и транспортировку краденой собственности.
Когда украинские силовые структуры в рамках кампании по борьбе с Лазаренко начали разрывать на куски корпорацию “ЕЭСУ”, Юлия Тимошенко сначала было потерялась. Но потом быстро сориентировалась в обстановке и отправилась на чаепитие к Леониду Кучме. По возвращении от президента Юлия Владимировна увела из карманной фракции Лазаренко в украинской Верховной раде несколько десятков депутатов. В благодарность Тимошенко перестали преследовать. А в декабре 1999 года ее сделали вице-премьером в новом правительстве, возглавляемом бывшим шефом украинского Центробанка Виктором Ющенко.
Первый Кучма комом
В конце 1999 года Леонид Кучма с триумфом выиграл украинские президентские выборы. Но его “медовый месяц” оказался очень недолгим. И на Украине, и на Западе Леонида Даниловича стали воспринимать как человека, который может очень скоро потерять власть.
Один высокопоставленный западный дипломат в те годы со смаком рассказывал мне историю про вечеринку, устроенную на вилле Кучмы близ Киева. Согласно этому рассказу украинский президент очень быстро дошел до невменяемого состояния и ползал по территории резиденции на четвереньках. Даже поведение Кучмы на публичных мероприятиях иногда вызывало сомнение в его адекватности. Когда украинские ПВО по трагической случайности сбили российский самолет, Леонид Данилович вместо того, чтобы извиниться, решил пошутить. Мол, ракете российского производства легко было найти путь к российскому самолету!
Скоро произошли еще два события, сделавшие Кучму совершенно неприемлемой фигурой в глазах Запада. Осенью 2000 года в лесу под Киевом было найдено обезглавленное тело оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. А вскоре лидер украинской Соцпартии Александр Мороз, спонсировавший интернет-издание Гонгадзе, взорвал на трибуне Верховной рады политическую бомбу. Мороз заявил, что телохранитель Кучмы Николай Мельниченко секретно записывал все разговоры президента. И на пленке ясно зафиксирован момент, когда Кучма отдает приказ о ликвидации журналиста.
А вот премьер Ющенко на этом фоне, напротив, уверенно набирал очки на Западе. Еще до своего назначения шефом украинского правительства Ющенко обзавелся огромным количеством знакомых в Америке — от демократических вице-президента Альберта Гора и госсекретаря Мадлен Олбрайт до республиканских политиков. Теперь западные друзья сделали Виктору Андреевичу прозрачный намек: если он попытается сместить Кучму, поддержка Запада ему гарантирована.
Юлию Тимошенко подобный оборот событий полностью устраивал. Ющенко к этому времени уже попал под каблук своей прекрасной заместительницы. “Виктор Андреевич относится к Тимошенко крайне ревностно и подозрительно — так описывает их отношения один знаток украинской политсцены. — Но без нее он ничего не может сделать. Поэтому тандем Ющенко—Тимошенко и работает так успешно!”
А вот отношения Юлии Владимировны с другими украинскими политигроками, напротив, резко осложнились. Вице-премьер Тимошенко попыталась подмять под себя еще и украинскую электроэнергетику, но не рассчитала своих сил. Контролирующие эту сферу экономики близкие к Кучме олигархи Медведчук и Суркис объявили красавице войну. Почти одновременно души не чающий в прекрасной Юлии шеф “Газпрома” Вяхирев был снят со своего поста. Новый руководитель российской газовой монополии Миллер никаких сентиментальных чувств к Тимошенко не испытывал и быстро нашел себе на Украине новых партнеров.
Загнанная в угол бывшая “газовая королева” решила пойти ва-банк. Сначала Тимошенко и Ющенко интриговали против Кучмы, не покидая своих кресел в правительстве. Но вице-премьера вскоре арестовали по обвинению в финансовых махинациях, а премьера уволили. Тогда боевая парочка организовала акцию “Украина без Кучмы” и попыталась сменить власть с помощью народного восстания. В 2001 году сделать это у Тимошенко и Ющенко не получилось. Кучма оказался сильнее. Но, как стало ясно теперь, те события были лишь генеральной репетицией “оранжевой революции-2004”.
Взорвется ли бомба?
“Я знаю, что меня сравнивали с атомной бомбой… Но пока итоги моей работы были исключительно положительными. Их скорее можно сравнивать с результатами работы атомного реактора”, — заявила Юлия Тимошенко в интервью “МК” три года тому назад. Увы, но если говорить о российских интересах, то плоды деятельности неистовой Юлии в 2004 году правильнее все-таки сравнивать с последствиями атомного взрыва. Впрочем, в данном случае вина целиком и полностью лежит на российских властях.
Обитатели Кремля допустили вопиющие просчеты в оценке политической ситуации на Украине. В московских верхах были уверены: в восточной и центральной Украине ненавидят националистов и обожают Путина. Поэтому личное вмешательство ВВП с гарантией обеспечит приход в соседней республике к власти пророссийского политика. Путин в этих регионах действительно пользовался популярностью. А националистов там по-прежнему ненавидят. Но абсолютное большинство местных жителей все-таки считают себя гражданами Украины, а не России. Поэтому не надо быть царем Соломоном, чтобы понять: чрезмерная активность российского лидера даже здесь будет воспринята как вмешательство во внутренние дела и вызовет скорее отторжение. Ну а реакцию традиционно ненавидящей москалей Западной Украины и вовсе не смог бы просчитать только младенец.
Кремль сделал ошибку и в своей оценке ключевых украинских слуг народа. В Москве решили, что в соседней республике все предельно просто: пророссийские Кучма и Янукович борются с прозападными Ющенко и Тимошенко. Но слово “просто” к украинской политике неприменимо по определению. Даже отношения киевских политиков друг с другом предельно двусмысленны. Например, считается, что Янукович является ставленником донецкого олигарха Рината Ахметова. Возможно, на первом этапе так и было. Но в последнее время в окружении пророссийского кандидата все больше набирали силу враги Ахметова братья Клюевы. Еще недавно считалось, что Кучма изо всех сил поддерживает Януковича. Но сейчас уже стало окончательно ясно, что действующий украинский президент ведет собственную, гораздо более сложную игру…
Учитывая все это, можно было элементарно прийти к выводу, что в случае своей победы Янукович не будет проводником воли Москвы. Ведь чрезмерное усиление российского влияния на Украине прямо противоречит интересам в том числе и его донецкого клана. Одно дело, когда ты первый человек в независимой стране, и совсем другое — когда ты высокопоставленный слуга Москвы.
Впрочем, сейчас все эти рассуждения уже неактуальны. Важно другое. Если ситуация на Украине не перейдет в стадию гражданской войны, то скорее всего противоборствующим сторонам придется как-то договариваться. Причем в коалиционном правительстве самые важные посты займут все-таки Ющенко и Тимошенко.
Для России подобный вариант развития событий означает значительную потерю авторитета. Москве придется полностью пересматривать свою политику на Украине и пытаться влиять на здешнюю ситуацию какими-то другими способами.
И если в Кремле проявят способность к неожиданным шагам, то в новом раскладе украинских политсил Юлия Тимошенко вполне может оказаться даже полезной для российских интересов.
Сейчас в митинговой лихорадке пани Юлия вполне может показаться заклятым врагом России или даже человеком, у которого на почве ненависти к Москве поехала крыша. Например, на днях на голубом глазу мадам заявила на многотысячном митинге: “Во дворе администрации Кучмы находятся отряды русского спецназа. Как нам удалось узнать у их командиров, русским спецназовцам дана команда: если на территорию двора АП зайдет больше 50 человек, немедленно открыть огонь”. В памяти сразу всплывают слова Геббельса: “Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят”.
Но Тимошенко делает подобные истеричные заявления вовсе не из-за эмоций. Бывший украинский вице-премьер исповедует философию Макиавелли “цель оправдывает средства”. Сегодня ради достижения своих целей она одурманивает толпу антироссийскими небылицами. Завтра, если ситуация изменится, Юлия Владимировна вполне способна пойти на конструктивные переговоры с Москвой, опять же ради достижения своих целей, разумеется. Одним словом, как говорят полицейские и бандиты в американских боевиках: “Только бизнес, ничего личного!”
Этим своим прагматизмом Тимошенко выгодно отличается от других членов окружения Ющенко, среди которых полно по-настоящему зоологических русофобов. Один из этих людей, например, как-то высказался следующим образом: “Хорошо бы, чтобы Россия забрала себе Донецкую, Луганскую, Харьковскую области и забыла о существовании оставшейся Украины!”
Но это дело будущего. Сейчас на повестке дня совсем другое. В течение своей политической карьеры киевская принцесса очень часто бесшабашно рисковала и играла на грани фола. Но раньше Юлия Владимировна ставила под угрозу лишь свою жизнь да жизнь своих близких. Сейчас ставки неизмеримо выше. Новый взрыв украинской “атомной бомбы” вполне может окрасить “оранжевую революцию” в бордовые тона.
Московский Комсомолец
от 26.11.2004
Михаил РОСТОВСКИЙ
Фото Reuters
***