Очень важный для каждого из нас приказ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» публикует сегодня «Российская газета». Он особенно актуален именно сейчас, в пору, когда служба здоровья не спешит радовать нас, когда получение квалифицированного, современного эффективного лечения становится для многих проблематичным, когда все очевиднее, что лечиться даром — даром лечиться. А вот теперь Минздравсоцразвития России издает приказ, который советуем сохранить и держать не в дальнем ящике, а на видном месте.

По сути, нам дан козырь в руки, нам сказано, что все мы независимо от места проживания, от возраста, от состояния кошелька имеем право на немедленное получение скорой медицинской помощи.

Документ подтверждает, что «cкорая» общедоступна и бесплатна. И не только для всех граждан России, но и приезжих, находящихся на ее территории. Важное уточнение: не нужно предъявлять какие-либо документы для ее получения. В том числе не требуется полис обязательного медицинского страхования.

В каких случаях медики должны оказать эту бесплатную экстренную помощь? Документ утверждает, что она обязательна при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, — при несчастных случаях, травмах, отравлениях, заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью.

Помочь должны безотлагательно в любом лечебно-профилактическом учреждении, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Так что если с вами что-то случилось, не дай, конечно, бог, но в жизни все возможно, вы получили травму или упали в обморок вблизи кремлевской больницы, ее специалисты обязаны оказать вам первую помощь. Правда, для того, чтобы это было не только пожеланием приказа, а действительностью, в лечебных учреждениях должны быть условия для такой помощи, должна быть круглосуточная вахта, как, например, это сделано в большинстве поликлиник Санкт-Петербурга.

Директор Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Министерства здравоохранения и социального развития РФ Руслан Хальфин назвал основные функции скорой медицинской помощи. Цитируем: круглосуточное оказание своевременной и качественной медпомощи в соответствии с установленными стандартами заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях. Далее: осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи. Наконец, оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за ней непосредственно на станцию «Скорой медицинской помощи» в кабинете для приема амбулаторных больных.

— Сами учреждения «Скорой медицинской помощи», — сказал далее Руслан Альбертович, — организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. Зоны обслуживания устанавливаются с учетом численности, плотности, особенностей застройки, насыщенности района промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения. «Скорая» — служба муниципального здравоохранения. Именно она более всего приближена к населению. Очевидно, что муниципальные власти должны озаботиться тем, чтобы подстанции «Скорой» были в двадцатиминутной досягаемости.

Всегда ли бригада «скорой» приезжает на место беды так быстро? Сколько раз, например, жители столицы наблюдали, как в пробке, особенно в зимнюю пору, стоит не только автомобиль обычной «скорой», но даже реанимобиль. Что делать пострадавшему, если помощь приходит с опозданием? Как тут быть? Жаловаться? Куда? Обращаться в суд? Публикуемый приказ на эти вопросы не отвечает. Впрочем, это уже за рамками Минздравсоцразвития России. Не может это ведомство даже при самом большом желании обеспечить «зеленую» улицу каретам «скорой». Это должно стать заботой муниципальных органов власти.

В приказе сказано, что «все рабочие места в оперативном отделе (диспетчерской) должны быть компьютеризированы, оснащены средствами для записи разговоров и автоматическими определителями номеров телефонов». Ах, как красиво! Можно представить, как прочтут этот параграф документа сотрудники тех лечебных учреждений в глубинке, где не только телефонов нет, но и канализация отсутствует.

Да, многие беды «скорой» от ее нищеты, от плохого оснащения. Потому надо, видимо, приветствовать и компьютеризацию, и персонифицированную базу данных пациентов, обратившихся за оказанием скорой медицинской помощи, и другие очень правильные, очень важные пункты приказа. Они из области благих пожеланий? Но хорошо, что такие пожелания обрели форму приказа, — приказы-то положено выполнять. Порядок, предписанный им, вводится в действие с 1 января 2005 года. И, как считает Руслан Альбертович, «он будет способствовать упорядочиванию оказания скорой медицинской помощи на всей территории Российской Федерации».

Будем ждать и надеяться. Надеяться и ждать. Сколько ждать? Медицинская помощь, скорая, прежде всего, никак не сочетается с ожиданием.

Ирина Краснопольская

Дата публикации 26 ноября 2004 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

*