Топливо «на самарских автозаправках на минувшей неделе продолжало дорожать. Об этом официально сообщило региональное министерство экономического развития, инвестиций и торговли.

Сейчас в Самарской области, ежегодно добывающей не менее 12 миллионов тонн нефти, и где работают аж три нефтеперерабатывающих завода литр бензина марки АИ-95 стоит уже 15.30 — 15.40 Это на семь с лишним процентов дороже, чем в Соединенных Штатах Америки, куда нефть со всего мира завозится за десятки тысяч километров.

В «нормальном» государстве на такой ценовой беспредел обратили бы внимание еще в начале года. А скорее всего еще раньше, когда цена на «девяносто пятый» перевалила за восемь рублей. Ведь именно эта сумма, как подсчитали специалисты, экономически оправданна, то есть покрывает все расходы не только на добычу, транспортировку, переработку нефти и продажу ее продуктов, но даже и на разведку новых месторождений. Но этот рубеж продавцы топлива преодолели под равнодушное молчание антимонопольных структур, до которых глухой ропот автовладельцев, судя по всему, так и не дошел.

В результате бензиновый рэкет запросто может грозить и региону, и всей стране экономическим коллапсом. Бензин — это производная составляющая всего, что мы потребляем. А по большому счету — политическая категория, так как, определяя себестоимость всех без исключения товаров и услуг, жидкое топливо может превратиться в твердый гексоген и взорвать начинающую устаканиваться социально-политическую обстановку.

Все очень просто: дорогие энергоносители — дорогое тепло, хлеб, транспорт, товары повседневного спроса — недовольство населения, угнетаемого этой дороговизной, остановка предприятий из-за невозможности платить по топливным счетам, а следом — пикеты, забастовки…

Справедливости ради надо сказать, что глава антимонопольного ведомства страны в свое время высказал довольно робкое предположение о наличии сговора между нефтяными баронами Правда тут же подчеркнул, что доказать существование картельного соглашения, даже если оно имело место, практически невозможно.

Хотя в чем сложность-то? Достаточно проанализировать финансовые документы любой крупной нефтяной компании, где указаны расходы на зарплату нефтедобытчикам и переработчикам, амортизационные отчисления, налоги, геологоразведка… словом, просчитать все производственные затраты. И сравнить эту сумму с той, что получена от реализации нефти. Колоссальная, между прочим, получится разница. Ничем не оправданная и чисто спекулятивная.

На автозаправочных станциях Самарской области сегодня продается бензин производства как минимум пяти нефтяных компаний. Все они добывают и перерабатывают нефть в разных условиях. Кто-то тратит на добычу и переработку одной тоны углеводородов, условно говоря, сто рублей, кто-то — сто пятьдесят, а то и двести. А конечный продукт стоит практически одинаково. Почему?

И ежу понятно, что нефтяники договорились: неважно, у кого какая себестоимость, но отдавать бензин будем только по одной цене. А кто не с нами, тот, естественно, против нас. Но кто же будет против? Да и ситуация позволяет: в мире небывалый нефтяной ажиотаж, цены растут чуть ли не каждый день. А значит, самое время не мелочиться и наварить по-крупному.

Впрочем, я не возражаю, наваривайте, но на западных поставках. Не жалко. Но когда уже у нас бензин стоит больше, чем полдоллара за литр, это, извините, полный беспредел. И по закону, и по- понятиям. И его невозможно оправдать никакой миро-вой тенденцией или конъюнктурой Это элементарная жадность: сорвать куш сейчас, немедленно, пока можно. Потому и рвут. Тем более что никто не препятствует.

Все, что говорят в свое оправдание отечественные нефтебароны, — от лукавого. Пусть бы они лучше попытались объяснить, почему в нефтедобывающей и потому одной из богатейших стран мира — Саудовской Аравии цена литра бензина на треть ниже, чем у нас. Это при их-то среднедушевых доходах. Разве там не платят зарплату нефтедобытчикам? Платят, и еще какую. Инженер на саудовских нефтепромыслах получает двадцать и более тысяч долларов в месяц. Нашим же и в рублях столько не получить. Да и налоги там куда выше, чем у наших нефтяников. Но в той стране думают о сохранении стабильности как в экономике, так и в обществе в целом. У нас же на это, похоже, всем наплевать. Как региональным властям, так и федеральным.

Арабские шейхи — люди далеко не бедные. Могут при случае и личный самолетик прикупить, и яхточку поприличнее. И весь личный гарем на уик-энд в Диснейленд свозить. Но никто из них не был замечен в покупке иностранных футбольных клубов. Моветоном у них такое считается. Да и комплект антикварных яиц за сто с лишним миллионов долларов под такое же определение попадает.

А российским шейхам такое легко сходит с рук.

Между тем

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что сегодня на заседании правительства будет представлен проект нового законодательства, который предусматривает более жесткий контроль государства за соблюдением правил честной конкуренции на рынке. В частности, за злоупотребление доминирующим положением на рынке компания может быть подвергнута штрафу, размер которого равен двум процентам ее оборота за предыдущий год. А за создание картеля этот штраф увеличится вдвое. Проект весьма существенно меняет и само понятие доминирующей компании. Если сегодня монополистом признается предприятие, чья доля на рынке превышает 65 процентов, то новая норма возводит в эту степень три компании, контролирующие 50 процентов рынка, или пять компаний, чья совокупная доля на рынке составляет 70 процентов. Если такой закон будет принят (а его текст поступит в Государственную Думу уже этой зимой), у государства появятся правовые рычаги воздействия в том числе и на продавцов автомобильного топлива.

Аркадий Соларев

*