Ловля на слепца. Приморские автоинспекторы пытаются защитить незрячих пешеходов экстремальными методами ("ВН")
Похоже, что российские автоинспекторы всерьез уверовали в то, что лучшее средство профилактики правонарушений на дорогах — это провокация. Даже всероссийская акция «Белая трость», которая ежегодно проводится в поддержку незрячих граждан, приобрела в Приморье ярко выраженный экстремальный характер. Местные сотрудники Госавтоинспекции решили публично проучить водителей, которые не пропускают слепых людей на пешеходных переходах, пригласив активистов владивостокского общества слепых выступить в роли «живца».
Инвалид по зрению Людмила Черезова и трое ее товарищей согласились участвовать в этой акции, поскольку надеются, что именно так можно заставить водителей если не с большим уважением относиться к слепым землякам, которых в Приморье насчитывается более четырех тысяч, то хотя бы элементарно выполнять требования правил дорожного движения. «Переходить самой дорогу для меня — страшное испытание, — заявила корреспонденту «Времени новостей» г-жа Черезова. — Надо обязательно кого-то просить помочь, потому что машины несутся на бешеной скорости и по пешеходному переходу. Автомобиль даже может трость из рук выбить, и ты остаешься в потоке машин совсем беспомощной». По словам г-жи Черезовой, два года назад ее подругу задавили на улице насмерть, а несколько месяцев спустя еще один инвалид по зрению получил тяжелейшие травмы. «Водители очень плохо относятся к нам, они не понимают, что слепота — тяжелейший недуг, заставляющий человека находиться в постоянном напряжении. А если им начинаешь делать замечания, то в ответ слышишь брань», — говорит одна из участниц акции владивостокской ГАИ Евгения Меркулова.
Рискуя жизнью, незрячие инвалиды в пропагандистских целях переходили через оживленный Океанский проспект во Владивостоке, а находившиеся поблизости сотрудники ГИБДД наблюдали за реакцией водителей и с радостью принимались составлять протоколы на тех, кто не пропустил пешехода с белой тростью. Платой за риск стала стопка квитанций на сторублевые штрафы в руках у автоинспектора — за короткий срок им были остановлены и оштрафованы 32 наиболее ретивых автомобилиста. Никто из инвалидов во время акции не пострадал. Инспектор ДПС прапорщик Андрей Фунтиков убежден в правильности выбранной тактики, поскольку такие мероприятия могут заставить «водителей уважать всех пешеходов, а тем более тех, кто не способен видеть».
Между тем Евгения Меркулова хоть и согласилась участвовать в показательной акции, но считает, что милиция должна ежедневно отстаивать права незрячих. И не только на пешеходных переходах, но и на тротуарах, где неправильно припаркованные автомобили затрудняют движение даже для тех, кто прекрасно видит дорогу. А заодно и заставлять сотрудников городского водоканалуправления закрывать канализационные люки после проведения ремонта. «Для чего им нужны еще какие-то акции, чтобы выполнять свои обязанности», — недоумевает г-жа Меркулова.
Кстати, перекресток на том самом Океанском проспекте, где автоинспекторы ловили нарушителей ПДД «на слепца», куда разумнее было бы оснастить светофором со звуковым сигналом в дополнение к имеющейся простой «зебре» — ведь именно этим путем в городской парк ходят инвалиды по зрению и пожилые люди. Однако в 600-тысячном Владивостоке таких светофоров всего десять.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток
«Время новостей»
N°216
25 ноября 2004
***