* Политический разлом Старого Света

    * О чем говорил премьер устами королевы

    * Российский пограничник может стать святомучеником

    * Дети, ставшие заложниками своих же родителей

Перепутье в центре Европы

В «Индепендент» яркий заголовок — «Евросоюз перед дилеммой: народ или Путин».

Речь о том, что лидеры Европы стоят перед выбором: «либо закрыть глаза на подтасовку выборов на Украине, либо пожертвовать отношениями с Россией».

Как пишет газета, до сих пор нет ясности в том, готовы ли европейские лидеры рискнуть отношениями с Москвой и обвинить российского президента в том, что он допустил вмешательство в дела Украины.

«Европейские лидеры не хотят, чтобы их риторика звучала слишком жестко, пока есть хотя бы теоретическая надежда на то, верховный суд Украины отменит результаты. Они также понимают, что Украина теперь граничит с Евросоюзом, и им придется иметь дело с Киевом вне зависимости от того, какое там будет правительство», — пишет «Индепендент».

«Гардиан» в своем заголовке заявляет: «Украина находится на пороге гражданской войны»

В редакционной статье газеты говорится, что «Украина, может быть, и далекая страна, о которой на западе Европы мало знают, а волнуются еще меньше. Но отвернуться от того, что там сейчас происходит, было бы неправильно».

Газета отмечает, что Москва оказалась единственным местом, откуда поздравления с победой пришли Виктору Януковичу, и добавляет что это «особенно тревожно на фоне растущих опасений по поводу поворота Путина к авторитаризму».

«Дейли телеграф», газета британских консерваторов, пишет: «Сейчас решается судьба страны, которая расположена на политическом разломе Европы… В ходе предвыборной кампании и после ее завершения российский президент Владимир Путин исполнял роль неоимпериалиста… Украина сейчас стоит на распутье — согласиться с подтасованными результатами или отвергнуть их в ходе всенародных акций протеста. И это противостояние исполнено настоящего драматизма».

Речь королевы: автора, автора!

Все британские газеты анализируют речь Елизаветы II: это традиционное и торжественное событие, а в речи излагаются основные программные цели правительства на ближайшее будущее.

Поясним, что произносит речь королева, но текст ее пишется правительством.

Все газеты сходятся в оценке основной направленности речи: главный упор сделан на борьбе с терроризмом и с преступностью. Как замечает «Файнэншл таймс», «в обращении премьера много запугивания и очень немного надежды». Оппозиционная «Дейли телеграф» тем более оценивает речь как шаг, способствующий раздуванию страха.

«Гардиан» заявляет, что фактические авторы королевской речи — премьер Тони Блэр и министр внутренних дел Дэвид Бланкетт — «играют в опасную игру, и не всегда хорошо». Газета фактически заявляет, что правительство — в преддверии всеобщих выборов будущего года — пытаются запугать избирателей и таким способом добиться их поддержки.

«Дейли телеграф» чрезвычайно подробно разбирает список законопроектов, которые предполагает выдвинуть правительство, и приходит к выводу, что лейбористы под знаком борьбы за безопасность намерены присвоить себе почти чрезвычайные полномочия.

Консервативная газета называет излишним предлагаемое расширение роли государства во множестве сфер — от введения обязательных удостоверений личности (у жителей Великобритании на сегодняшний день нет единого документа) до увеличения штрафа за использование мобильного телефона за рулем.

«Дейли телеграф» отвергает предложенную законотворческую программу правительства, в частности, потому, что осуществление этих мер обернется существенным увеличением бюджетных расходов, и соответственно, налогов с граждан страны.

Евгений Родионов — новый мученик православных?

В «Индепендент» рассказ о новоявленном святомученике Русской православной церкви.

Корреспондент Эндрю Осборн пишет о судьбе Евгения Родионова, российского солдата-пограничника, который семь лет назад был обезглавлен чеченскими боевиками. О том, как в маленьком русском городке Курилове он прожил ничем не примечательную жизнь, но смерть его стала символом мужества и твердости в православной вере для множества сограждан.

Захватившие его предлагали Родионову принять мусульманскую веру и пойти воевать против «федералов». Евгений отказался и выбрал смерть. И тысячам православным россиян он уже известен как Святой Евгений.

Корреспондент «Индепендент» побывал в гостях у Любови Родионовой, она рассказала, что ее по имени больше почти не зовут, а знают как «мать Евгения». «Я только для этого живу, и это большая честь», — говорит она.

«Индепендент» рассказывает, как Любовь Родионова долгое время отказывалась смириться с мыслью о том, что сын ее пропал без вести, как она девять месяцев провела в Чечне в поисках его могилы. Как заплатила 4 тысячи долларов человеку, который, как она думает, и убил Евгения. Как нашла тело и увезла его в Курилов, на родину. А до этого чуть не погибла от руки басаевского брата: тот избил ее до полусмерти.

Любовь Родионова считает, что российские войска должны оставаться в Чечне, при том что не жалеет горьких слов, говоря о власти, пишет «Индепендент».

До смерти сына она в церковь не ходила, а теперь — истово верующий человек. Ей все равно, будет ли Евгений возведен в ранг святого. «Господь, — говорит она, — выбирает место каждому. А Евгений уже в раю».

Суд над родителями-изуверами

«Гардиан» рассказывает о необычном судебном деле: в Британии судили пару, родителей пятерых детей, за жестокое обращение с этим детьми.

Когда полиция и работники социальных служб прибыли в свое время в этот дом, 24-летние родители сидели в приличной гостиной, развлекаясь телевизором и распивая спиртное. Дети же, по словам медиков, находились в ужасающих санитарных условиях, в предельном истощении, а один из годовалых близнецов был буквально на грани голодной смерти.

«Гардиан» рассказывает, что партнерша впервые забеременела в 15 лет, потом у нее было несколько выкидышей и абортов, а также еще четверо детей. Теперь все дети переданы ведение местного совета, а родители приговорены к семи годам тюремного заключения.

Газета — как и судья в своем постановлении — задается вопросом, как могло случиться, что такая семья могла в течение столь долгого времени оказываться вне сферы внимания органов опеки.

В «Дейли телеграф» фотография матери: вполне миловидная молодая женщина, без каких-либо видимых пороков на лице. Рядом фотография одной комнаты, где были закрыты дети — зрелище не для слабонервных.

Обзор подготовил Дмитрий Карпов, Би-би-си

24 ноября 2004 г., 04:07 GMT 07:07 MCK

Би-би-си

*