Вечер, посвященный самому известному итальянскому актеру Марчелло Мастроянни, прошел в рамках открытия IX Римского кинофестиваля. Звезды мирового экрана вспоминали о своей работе и дружбе с великим коллегой по творческому цеху.

Девятый Римский кинофестиваль открылся под девизом «Дорогому Марчелло». Вечер, посвященный памяти без преувеличения самого известного итальянского актера, организаторы безуспешно пытались превратить в торжественный. Но приглашенные кинозвезды предавались воспоминаниям и никак не реагировали на призывы дисциплинированно занять места в зале.

«Он был само обаяние, — вспоминает актриса Клаудиа Кардинале, — но я никогда не попадалась в его сети, хотя мы вместе с Мастроянни снимались в пяти фильмах. Марчелло был прекрасным человеком, но я всегда четко проводила грань между личной жизнью и моей героиней на съемочной площадке».

Кем только не пришлось побывать Мастроянни за свою долгую актерскую жизнь: скромным и честным, простым деревенским парнем и аристократом, умным циничным гедонистом, психологически утонченным интеллектуалом и холостяком, безуспешно ухаживающим за вызывающе красивой Софи Лорен.

«Это был прекрасный актер, самый великий, — говорит режиссер Этторе Скола. — Марчелло мог сыграть любого героя. Бывает, что роль потом, как призрак, преследует исполнителя, но Мастроянни на удивление всегда оставался самим собой».

Фильмы-притчи, ленты, полные «черного» юмора и сарказма, расцвет политического кино, эксцентрические комедии, образ предателя и антигероя, драма аутсайдера… При этом — умение играть вместе с любимыми партнерами. Роль угасающего ценителя земных радостей в фильме «Очи черные», собственной версии чеховской «Дамы с собачкой» Никиты Михалкова.

«В нем не было штампа, вот что поразительно, хотя он снялся во многих картинах — и не всегда хороших. И тем не менее он сумел сохранить в себе такую невероятную девственность что ли по отношению к делу — он начинал каждую картину с совершенно чистого листа», — рассказывает режиссер Никита Михалков.

В 90-е годы была работа в кино, роли характерных героев, возрастных, как говорят режиссеры. За вклад в мировое киноискусство актер награждался премиями «Оскар» и «Сезар».

Чаще всего Марчелло спрашивали, почему он не занимается режиссурой. Мастроянни неизменно отвечал: «Я для этого слишком ленив. Мне гораздо проще самому выполнять указания режиссера на площадке. И вообще: каждый должен заниматься своим делом».

Сергей Иезуитов

23.11.2004 11:52

Вести.Ru

*