Нижний Новгород хотят сделать столицей
В основе любой программы развития должна быть идея. Именно она определяет будущий успех или неудачу предприятия. Прочный идеологический фундамент может обеспечить приток необходимых инвестиций. Нежизнеспособная основа, напротив, способна загубить всё предприятие. В основу программы развития Нижнего Новгорода положена идея столичности.
Нижегородская мечта
Официальное название программы развития города — «Нижний Новгород — столица Поволжья». Суть ее в том, чтобы, взяв за эталон стереотип столичности, то есть некий абстрактный уровень комфорта, уровень жизни, присущие столице, сделать город лучше.
Привязка к столице неслучайна. Нижегородцы уже давно считают свой город третьей столицей России. В начале 90-х, в основном благодаря губернатору Борису Немцову и его реформам, Нижний Новгород казался бурно развивающимся и перспективным городом. Однако социологические исследования середины 90-х показали, что положение стало оцениваться с более негативных позиций. Причина тому — реальное состояние экономики города, в которой четко наметилась стагнация. Выборы мэра (1998 г.) и губернатора (1997 г.) прошли очень непросто, недоверие населения к власти росло. В итоге Нижний Новгород как третья столица перестал существовать в сознании людей.
Но осталась мечта. И в начале 2003 года была запущенна программа «Нижний Новгород — столица Поволжья». Отличие от идеи о третьей столице только в формулировке, смысловая нагрузка осталась прежней.
«Столица Поволжья» глазами ее населения
Нижегородские власти развернули активную пропаганду столичности в СМИ. Практически любое позитивное мероприятие, проводимое ныне в городе, связывается с вышеупомянутой программой. Последний опрос, проведенный Институтом социологии Российской академии наук, показал, что о ее существовании известно 80% населения города. Недостаток в том, что многие из этих людей знакомы с программой абстрактно: 28% не представляют, может ли она принести какую-нибудь пользу.
По данным опроса, 65% респондентов считают, что «программа столичности» необходима. Только 15% высказались по этому поводу отрицательно. 38% отозвавшихся о программе позитивно, положительно оценили и деятельность полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. А 35% из них похвалили работу губернатора Геннадия Ходырева. Среди тех, кто негативно оценивает программу, поддержка власти существенно ниже.
Положительную оценку идея столичности получила в основном среди обеспеченного населения. Это бизнесмены, менеджеры, специалисты с высшим образованием, студенты — так называемый «средний класс». 70% из них сказали программе «да». Среди рабочих эта доля составила 58%, а среди пенсионеров — 53%. Наивысшую поддержку программа нашла среди молодежи, которая, очевидно, связывает с ней надежды на расширение возможностей для самореализации.
Хорошая идея — уже полдела
Есть очень хорошие примеры тому, как оригинальная идея привлекла внимание к тому или иному месту. Великий Устюг образца 1998 года был мало кому известным городом в Вологодской области. В том же 98-ом здесь была инициирована программа развития под названием «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Благодаря этому парадоксальному утверждению в город были привлечены значительные инвестиции и Великий Устюг в короткий срок стал туристическим центром. В 2002 году его посетили 109,5 тысяч, а в минувшем 2003-ем — 113 тысяч туристов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, других городов.
Другой пример — горнолыжный курорт Красная Поляна. На волне увлечения горнолыжным спортом первых лиц государства, он превратился из красивого, экологически чистого уголка в предместьях Сочи в элитарное место отдыха. В него уже вложены миллионы долларов. В настоящее время разрабатывается многоцелевой проект, который предполагает вложение в горнолыжный комплекс почти 1,5 млрд. долларов за 15 лет. Возможности для использования Красной Поляны в качестве высококлассного курорта были, конечно, и раньше, но реализованы они были только после того, как появилась соответствующая идея.
О том, что программа столичности может реально дать Нижнему Новгороду, судить пока рано. С уверенностью можно констатировать лишь ее поддержку у большинства населения.
О перспективах развития могут сказать следующие цифры. К настоящему времени на нужды программы из федерального центра получено около 1,5 млрд. рублей. Деньги направлены на реконструкцию городского освещения, фасадов учебных заведений, расположенных в центре города, на строительство моста метро, на объекты социальной и культурной сферы, а также, на социальные выплаты. Поддержка Нижнего Новгорода из средств федерального бюджета в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилась на 57%.
Александр Поздняков, ИА «Росбалт». Нижний Новгород
Росбалт, 31/01/2004
(Фото с сайта www.nnov.ru Владимира Андрианова
Название: Улица Большая Покровская. Вид на Дмитриевскую башню)
*