Говорим без ограничений
Выход на рынок сотовой связи Самарской области компании МТС с отдельными откровенно демпинговыми тарифами заставил операторов подстраиваться под изменившиеся условия рынка. Чтобы не потерять абонентов, большая их часть взяла курс на резкое снижение тарифов. С начала года тарифы, по оценкам операторов, были снижены на 30% и по-прежнему будут снижаться. «СМАРТС», «Билайн», «МегаФон» на протяжении всего года разрабатывали новые и новые предложения, и к концу года абонентам также будет предложены новые тарифные линейки. Уровень проникновения сотовой связи на территории Самарской области составляет порядка 50%, и уже к концу 2005 года он достигнет 80-85%, поэтому пока операторам есть за что побороться.
В начале 2004 года, еще до появления на рынке сотовой связи компании МТС, операторы заявляли, что с ее приходом конкуренция перейдет в область борьбы за качество связи и дополнительных услуг. Зоны покрытия компаний, говорили они, сравняются, и ценовые войны станут менее актуальны. Предполагалось, что МТС не будет демпинговать и выйдет на рынок с адекватными ему ценовыми предложениями. Однако сейчас, по прошествии 8 месяцев работы МТС на рынке Самарской области, можно сказать, что компания заняла агрессивную позицию и намерена побороться за 2-3 место на рынке. Один из тарифов в группе «Джинс» завоевал наибольшую популярность по причине небывалого ценового предложения — 30 копеек исходящих звонков за минуту разговоров внутри сети и 90 копеек за звонки абонентам других операторов. Реально абонентские базы других компаний, по словам их руководителей, приостановили свой рост на определенное время и, возможно, даже начали снижаться, хотя операторы об это не говорят. Теперь им приходится подстраиваться под новые условия рынка. Уже с начала года, по оценкам генерального директора ОАО «МСС «Поволжье» Валерия Ермакова и директора ТФ ЗАО «СМАРТС» Игоря Наливайко, тарифы сотовиков были снижены примерно на 30%, и эта цифра будет расти. «Тарифы будут очень сильно снижаться, в «СМАРТС» — точно, но думаю, и у других компаний тоже», — говорит Игорь Наливайко. — Сейчас тарифы МТС более выгодны по сравнению с нами, но это преимущество будет уменьшаться и со временем исчезнет». На сегодня, по словам Валерия Ермакова, средний ежемесячный счет абонента (APRU) компании «МегаФон» составляет $14-15 при среднем трафике (MOU) 140 минут. В следующем году, по его оценкам, APRU составит
$10-11, при этом MOU вырастет на 20% и будет составлять 160 минут. Безусловно, добиться этого можно только снижением тарифов на услуги сотовой связи.
Все операторы на протяжении года разрабатывали новые тарифные предложения, с отдельной выгодой каждого из них и меньшей ценой разговора. «МегаФон» привнес «Первый федеральный» с единой стоимостью всех исходящих разговоров. Компания «Билайн» буквально на днях запустила на рынок продукт «Тайм мобильный» с исходящими звонками на все мобильные других операторов стоимостью 56 копеек за минуту. «СМАРТС» предложил «Лидер-вызов» с оплатой только за факт вызова. Помимо этого, «СМАРТС» готовит новую тарифную линейку, которая будет запущена в конце этого года.
Кроме того, операторы занимаются сейчас расширением своих технологических возможностей, поскольку потенциал рынка сотовой связи Самарской области все еще остается высоким. По оценкам сотовиков, сегодня уровень проникновения сотовой связи составляет 45%, причем по Самарскому региону этот показатель самый высокий в Тольятти и достигает 53%. К концу следующего года уровень проникновения достигнет уже 80-85%. На сегодня, по оценкам Игоря Наливайко, в тольяттинской зоне мобильной связью пользуются 500-600 тысяч человек, на конец 2005 года эта цифра составит примерно 1 млн (население Тольятти и близлежащих городов составляет около 1 млн 200 тысяч человек). «Этот год мы заканчиваем на отметке 1,5 млн абонентов в Самарской области», — говорит Валерий Ермаков, имея в виду общее количество абонентов всех операторов. Проводя расширение своих технологических баз, компании «МТС» и «МегаФон» практически одновременно заявили о запуске технологии высокоскоростной передачи данных EDGE. По словам начальника сектора маркетинга самарского филиала ОАО «МТС» Татьяны Бородиной, в коммерческую эксплуатацию EDGE будет запущена в конце 2004 года или начале следующего года. Как говорит Валерий Ермаков, с середины следующего года «МегаФон» начнет предоставлять в коммерческом режиме услуги EDGE на территории всего Поволжского региона, причем Самарская область станет первым регионом, где будет введена зона EDGE. По словам Игоря Наливайко, компания «СМАРТС» планирует расширение коммутационного центра, чтобы имелась возможность обслужить около 500 тысяч абонентов. В настоящее время компания проводит тестирование системы передачи данных GPRS, «МегаФон» уже запустил GPRS в коммерческую эксплуатацию, МТС запускает систему в конце 2004-го — начале 2005 года.
Оценивая распределения долей рынка между всеми операторами, Игорь Наливайко дал следующий расклад. Компания «МегаФон» занимает порядка 45% рынка, «СМАРТС» — 27%, «Билайн GSM» — 15 %, МТС — 15%. Валерий Ермаков называет такие цифры: «МегаФон» — 42%, «СМАРТС» — 27%, «Билайн» — 21%, «МТС» -17%. К концу следующего года, по мнению Наливайко, картина несколько изменится, и, если «МегаФон» останется на прежнем уровне и даже увеличит лидерство до 45-50%, «СМАРТС» также останется на втором месте с 25-30%, то доля «Билайн» снизится до 15-20%, а МТС возрастет до 15-20%. Оценки Ермакова на будущее несколько иные. По его мнению, основная борьба между операторами развернется за второе место. Как считает Валерий Ермаков, его, скорее всего, займет МТС, которое благодаря агрессивному продвижению на рынке в следующем году увеличит свое присутствие до 25%. Доля «Билайн», по его мнению, останется примерно той же, а вот «МегаФона» и «СМАРТСа» снизится до 37% и 17% соответственно. «Нам трудно будет достигнуть и удержать показатель 45-50%. При работе на рынке трех сильных федеральных операторов и одного регионального нормальными показателем считается 36-40%», — говорит Валерий Ермаков. По его мнению, доля регионального оператора будет снижаться. «Слово «федеральный» оказывает магическое действие на абонента, он автоматически начинает доверять ему», — говорит он. С этим согласен директор ТФ «СМАРТС». «В силу того что мы являемся региональным оператором, наша позиция в части тарифов должна быть более лояльной, и мы теперь стараемся ее придерживаться», — говорит Игорь Наливайко.
Дополнительные услуги по-прежнему не являются преимуществом выбора того или иного оператора. «Дополнительные услуги будут играть немаловажную роль для абонентов при уровне проникновения сотовой связи в регионе порядка 90%», — считает Валерий Ермаков. Сейчас же, по его оценкам, доход от неголосовых услуг составляет порядка 10% общего объема оказываемых услуг, и основная часть его приходится на пользование SMS- услугами. Услугой GPRS, запущенной «МегаФоном» месяц назад, воспользовались пока лишь 5% общего количества абонентов компании в Поволжском регионе.
Утвердившиеся на рынке операторы считают качество связи основным своим конкурентным рычагом в борьбе за абонента, позволяющим в будущем не терять своих долей рынка. Качество связи и зона покрытия сети МТС в Самарской области — пока слабое место ее работы. Однако, как говорит Татьяна Бородина, сейчас все усилия компании направлены на расширение зоны покрытия сети и улучшение качества связи. В ближайшее время, по ее словам, зона покрытия МТС в Самарской области будет охватывать такие города, как Отрадный и Похвистнево, продолжится работа в направлениях трассы М5, в сторону Ульяновска и в южном направлении — на Саратов.
Тем не менее определяющим фактором выбора оператора еще долго будут оставаться тарифы, и сотовикам не остается ничего делать, как соответствовать новым требованиям абонентов, которые определил выход МТС. В конце концов, считают операторы, тарифная политика всех компаний сравняется, и тогда уже можно будет говорить о дополнительных уникальных предложениях каждой из компаний, позволяющих удержать абонента в своих сетях.
ЗАО «СМАРТС» в 2005 году планирует закрыть 100% территории присутствия «СМАРТС» в Самарской области. В этом году установлено 40 базовых станций, к концу года планируется установить еще около 20. На сегодняшний день абонентская база компании в «тольяттинской зоне» составляет 150 тысяч абонентов, в будущем году оператор планирует привлечь примерно такое же количество абонентов.
На территории Самарской области работают 350 базовых станций ОАО МСС «Поволжье», 1/3 из которых находятся в операционном управлении тольяттинского отделения. На конец ноября 2004 года количество абонентов в регионе составляет 700 тысяч человек, в тольяттинском отделении «МегаФон» эта цифра достигает 250 тысяч абонентов. По расчетам руководства, к маю 2005 года на территории Самарской области количество пользователей сотовой связи «МегаФон» достигнет 1 миллиона. Общий объем инвестиций, вкладываемых в развитие сети, в 2004 году составил $150 млн.
Количество абонентов компании МТС в Самарской области к концу 2004 года составит, по расчетам руководства, 300 тысяч человек. В 2005 году инвестиции в развитие единой сети МТС в России будут составлять $1,4 млрд.
Комментарий
Генеральный директор ОАО МСС «Поволжье» Владимир Ермаков:
— Выход последнего федерального оператора снял ожидания на рынке сотовой связи. Больше серьезных игроков не будет. Приход МТС дал дополнительный импульс рынку и заставил операторов работать динамичнее. Пока его потенциал остается достаточно высоким, уровень проникновения сотовой связи достигает 53% и есть возможность роста в два раза. При этом в Тольятти эта цифра составляет 53%, что на 20% выше, чем в среднем по России. Это индикатор экономического благополучия региона. В 2004 году «МСС-Поволжье» завершила покрытие всей лицензионной территории, а это 13 регионов Поволжья, теперь главная задача нашей компании — внедрение новых технологических услуг. Кроме того, мы взяли курс на снижение тарифов и будем придерживаться этого принципа далее.
*