Как стало известно „Ъ“, в первой половине декабря менеджмент самарского авиазавода «Авиакор» подпишет договор с главным управлением ФСБ РФ на строительство двух самолетов Ан-140. Эти машины планируеться использовать как самолеты-разведчики. В дальнейшем служба безопасности намерена заказать еще несколько самолетов этого типа.

Ъ Ан-140 — 52-местный региональный самолет, был разработан украинским Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова десять лет назад. Он призван заменить уже не выпускаемые Ан-24 и Як-40, парк которых постоянно сокращается. Максимальная дальность полета 2,1 тыс. км. Крейсерская скорость 575 км/ч. Серийное производство было развернуто на Харьковском государственном авиационном предприятии (ХГАПП). Первый украинский серийный Ан-140 был поднят в воздух в 1999 году. Сейчас эти самолеты производятся в ХГАПП компанией HESA (Иран) и на самарском «Авиакоре». По оценкам экспертов, объем рынка Ан-140 в России оценивается в 80-100 самолетов. Стоимость самолета — $8 млн.

______________________________________________________________

Сейчас на самарском авиазаводе «Авиакор» заложены два самолета Ан-140. Один из них, практически достроен (возможно, его презентация состоится в декабре – „Ъ“). Первоначально эту машину планировала купить авиакомпания «Самара», однако по информации „Ъ“, в настоящий момент от этих планов самарская авиакомпания отказалась.

Как стало известно „Ъ“, в минувшую пятницу в Москве управляющий заводом «Авиакор» Сергей Лихарев, губернатор Самарской области Константин Титов и представители ФСБ РФ подписали соглашение на строительство двух самолетов Ан-140. Эти машины ФСБ планирует приобрести в 2005 году.

Как пояснил „Ъ“ Сергей Лихарев, «эти самолеты будут использоваться для разведывательных целей». «Сейчас мы провели первые предварительные переговоры с силовым ведомством. Сам контракт мы планируем подписать через две недели», — сказал он. «Достаточно символично, что сегодня именно государственная структура приступила к обсуждению с нами протокола о заключении заказа на машину Ан-140», — заявил „Ъ“ Константин Титов.

По мнению аналитика UFG Елены Сахновой, не исключено, что продажа самолетов ФСБ состоится, «другое дело контракты с авиакомпаниями, российские производители не могут предложить нашим компаниям выгодные условия, в том числе и финансирования». По ее словам, речь идет о высоких процентах по лизингу. «Если у нас просят 12-15%, то на западе — 3-6%. Понятно, что для авиации, особенно для низкорентабельных компаний, это очень высокие ставки»,- считает она.

По данным „Ъ“, сейчас «Авиакор» ведет переговоры по Ан-140 с несколькими небольшими региональными авиакомпаниями. «Пока все договоренности носят декларативный характер. О каких-либо результатах можно будет говорить после того как нам удастся собрать первый самолет и показать его потенциальным покупателям», — сообщил „Ъ“ представитель «Авиакора».

Стоит отметить, последняя попытка «Авиакора» совместно с харьковским авиазаводом и самарскими областными властями продать Ан-140 российской авиакомпании, успехом не увенчалась. В начале года самарский авиазавод участвовал в тендере на покупку пяти региональных самолетов, который проводила авиакомпания UTair. Заявки также подали канадская Bombardier (модель DASH-8), французская ATR (ATR-42) и ирландская лизинговая компания Magellan Air (модель ATR-42), которые позже объединили заявки.

Впрочем, генеральный директор UTair Андрей Мартиросов изначально заявлял о том, что его компания приобретет зарубежную технику, так как «предложение конкурентоспособной российской техники отсутствует на рынке». В итоге в марте тендерная комиссия исключила Ан-140 из списка претендентов, поскольку сотрудничество с отечественными производителями экономически менее целесообразно.

ЕЛЕНА НАУМОВА

«Коммерсантъ» в Самаре»

№219 от 23.11.2004, ВТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

***