«Десять последних лет я не допускал в Украине нестабильности. Не допущу и сейчас!». Это заявление Виктор Ющенко должен был понять как приглашение к торгу об условиях мирного ухода Кучмы от гетьманской булавы. должен был, но не пошел. Поэтому ЦИК и штаб Виктора Януковича насчитали на три процента больше голосов и рассчитывают теперь, что сил на «каштановый» переворот, чтобы его признали «бархатным» не только на Западе, но и на Востоке у оппозиции не появится.

Мы в России с ее все еще имперским мышлением, пожалуй, плохо представляем себе устройство мозгов среднестатистического украинца: страна у них по европейским меркам колоссальнейшая — сутки езды насковозь на поезде, больше объединенной Германии, не говоря уже о Польше с Испанией — только население чуть-чуть не дотягивает до грандов типа ФРГ, Франции и Великобритании с Италией. Окраина бывшей нашей 1/6 части суши, между прочим, поворотливее нас и в экономике, и в политике, а главное — вовсе не отягощена комплексами вроде «ни пяди родной земли». Жили когда-то в трех государствах — России, Австрии и Турции — несколько веков, а уж в двух, коли не срастутся Киевская и Харьковская Украины под одной гетьманской булавой, тем более выкрутятся.

Такова цена вопроса: водоразделы внутри любой державы второго ряда волнуют внешний мир меньше, чем единое свободное пространство для людей и товаров. Если брать по максимуму, то Москва сможет признать президентом «своей» Украины Януковича, а Вашингтон — «своим» Ющенко, лишь бы не появилось закрытых на замок границ и не полезли в рост новые человеческие трагедии. А всего-то навсего стоило «Нашей Украине» обговорить достойные условия капитуляции клану Кучмы. Или оставить на посту, обложив со всех сторон своими первыми вице типа той же Юлии Тимошенко или Александра Мороза… Увы, логика революций — даже бархатных — не знает компромиссов. И это Украина демонстрирует сегодня в полной мере.

Норман Илумс

«Русский курьер»

№ 421 23.11.2004

"Русский курьер"

*