Со вчерашнего дня вступила в силу новая экспортная пошлина на нефтепродукты. С 45,4 доллара за тонну она поднялась до 57. В ближайшие дни это должно отразиться на внутренних ценах на бензин. Однако главный ценовой скачок ожидается в декабре, когда экспортная пошлина перевалит за 100 долларов за тонну.

Среди чиновников принято считать, что экспортные пошлины на нефтепродукты регулируют цены исключительно для внешнего рынка. Особенно для стран СНГ, которые зависят от поставок российских компаний. Однако на практике повышение пошлин оборачивается серьезными издержками и для российских автолюбителей – нефтяные компании привыкли компенсировать свои «потери» на дальних и ближних рынках повышением внутренних цен.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), с января по сентябрь потребительские цены на бензин выросли на 27,3%. Если проследить график повышения цен, окажется, что самые резкие скачки приходятся именно на время, когда повышаются и без того высокие мировые цены на нефть, а следом за ними и российские экспортные пошлины.

Существеннее всего дорожает самая «народная» марка – А-76. С сентября она подскочила в цене на 8,0%, в то время как АИ-92 – на 5,5%, а АИ-95 – на 5,1%. В ноябре траектория роста будет еще круче. Например, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод установил для Самарской, Саратовской и Оренбургской областей отпускную цену 76-го бензина на уровне 14 тыс. 100 руб. за тонну, а 92-го – 15 тыс. 400 руб. Исходя из того что в 1 кг содержится 1,54 л топлива, оптовая цена литра самого дешевого бензина не может быть ниже 10 руб. Как показывает практика, стандартная розничная наценка на топливном рынке составляет примерно 10–20% от отпускной цены.

Еще более высокие оптовые цены установлены в Воронежской, Ростовской, Астраханской областях, а также в Калмыкии и Дагестане. На А-76 (80) они достигли почти 15 тыс. руб. за тонну, а на 92-й – 16 тыс. 600 руб. И уж совсем «запредельны» отпускные цены на 92-ю марку в Приморском крае (16 тыс. 900 руб.) и в Амурской области (17 тыс. 450 руб.).

Летом этого года цены на бензин в Америке и России впервые сравнялись. Но рубль с тех пор сильно окреп, так что смело можно утверждать, что мы по части роста цен на топливо не только догнали, но и перегнали США. Отставание американцев наверняка станет еще больше после 1 декабря этого года, когда правительство установит новую ставку экспортных пошлин в размере 101 доллар за тонну нефтепродуктов, то есть примерно в два раза больше нынешней ставки. Вдвое бензин в России, конечно, вряд ли подорожает – прямой зависимости нет, но очередной резкий ценовой скачок, по мнению специалистов, вполне вероятен.

КАХА КАХИАНИ

«Новые Известия»

22.11.04

понедельник

«Новые Известия»

*