С нового года бесплатное образование отменяется. Диплом на продажу ("РК")
За вполне оправданным шумом вокруг отмены льгот мы почти не заметили, что колоссальным изменениям подвергнулось наше образование. Этим летом были приняты более ста поправок в федеральный закон «Об образовании», и они вступают в силу 1 января.
«По сути, это не изменение закона, а создание абсолютно нового, — прокомментировал ситуацию председатель специальной комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович. — Вместо одного из самых либеральных и прогрессивных, по оценке ЮНЕСКО, законов конца ХХ века, мы получили нечто, обрекающее вашу cтрану на весьма сомнительное будущее».
Отмена государственных гарантий получения начального и среднего образования — пожалуй, самая значительная поправка закона. Государство умывает руки — теперь обучение передается в ведение регионов. А уж справятся с новой нагрузкой регионы или нет — это проблема людей, там проживающих, а вовсе не госчиновников.
Инновационные школы (лицеи, гимназии, кадетские корпуса и пр.), а также обучение детей-инвалидов больше не будут, как раньше, финансироваться по повышенным нормативам. Из федерального бюджета эти образовательные учреждения будут получать столько же денег, что и общеобразовательные школы. Если город или село хочет иметь у себя гимназию, пусть сама за нее и платит. «Все, что снято в федеральном законе, мы в Москве постараемся оставить, — заявил «РК» депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. — И все свои дополнительные надбавки — московские учительские, нормативы для гимназий, для школ здоровья (это полушкола-полубольница, где обучаются тяжело больные детишки — «РК»), для кадетских корпусов — все это оставляем. Москва, как известно, пока еще регион-донор. Но тааких регионов — раз-два и обсчелся. Остальные получают субвенции, в том числе и на образовательную сферу, из госбюджета. Теперь закона, по которому они получали деньги, нет».
Для талантливых детей из провинции это означает, что они «всего лишь» вернуться в обычную школу, а вот детям-инвалидам придется вообще забыть об аттестате зрелости. Государство с нового года перестает финансировать выпуск учебной литературы. Доходы учителей сократятся — всем поголовно снимают надбавку на методическую литературу. В зависимости от региона это 100-150 рублей, на которые педагог должен был покупать специализированные журналы, например, «Химия в школе». Сняли надбавку и сельским учителям.
Ударит реформа и по карману учеников, вернее, их родителей. Отменены бесплатное питание и льготный проезд для школьников. Вернее, это опять-таки переводится на усмотрение местного руководства. Москва, как подчеркивает Бунимович, эти льготы оставляет, но в Москва не вся Россия.
По прогнозам московского депутата, в ближайшем будущем закроются от 10 до 20 процентов частных школ. Новый закон ставит частные школы в один ряд с другими объектами бизнеса, совершенно не делая разницу между ними и, например, магазинами. Отныне негосударственные учебные заведения не имеют приоритеного права на аренду или покупку помещения, даже если снимали его предыдущие 10 лет. Это значит, что в любой момент школа может оказаться на улице. Частная школа лишается хоть какой-либо государственной поддержки, которая, хоть и небольшая, но была все эти годы. Ведь кроме школ для детей олигархов, существуют еще национальные и религиозные школы, где обучаются вовсе не детки супербогатых родителей. Теперь они, если и продолжат обучение, то платить за него будут гораздо больше.
Не меньшими изменениями будет подвергнута и высшая школа. В планах чиновников — окончательно уйти от пятилетней подготовки специалистов. Вместо этого повсеместно вводится двухступенчатая система получения «вышки», рассчитанная на шесть лет: четыре года бакалавриата и два года магистратуры. Это новвоведение уже вызвало резкую критику. В некоторых вузах (в медицинских, МГТУ им. Баумана, других) обучение и раньше шло шесть лет — за меньший срок специалиста не подготовишь.
Но это еще цветочки. Ягодками планируемой реформы станет полная отмена бесплатного высшего образования. «От термина «бесплатное образование» надо уходить, — заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко на прошедшем недавно в Перми Всероссийском социальном форуме-2004. — Бесплатного образования не бывает, за него платит либо государство, либо бизнес, либо сам обучающийся». То есть в недалеком будущем не платить за собственное обучение студент будет только в том случае, если на него как специалиста есть заказ от государства или предприятия. Например, государство решает, что ему нужно столько-то учителей физкультуры и открывает необходимое число бюджетных мест. Нефтяной компании нужно столько-то геологоразведчиков — она оплачивает профильному вузу обучение именно такого количества студентов. А вот если вы захотите получить образование для себя, для души, так сказать, то вам придется за него платить из собственного кармана. Будь-то хоть юрист (но без обязательств работать в правоохраниьтельных органах), журналист, культуролог — «лишних» спецмальностей можно, при желании, придумать много. Хотя Фурсенко подчеркивает, что на количестве бюджетных мест внешний заказ не скажется, верится в это с трудом.
«Содержать все вузы за государственный счет не выгодно, но исключить государственное участие было бы ошибкой и преступлением, — так высказалась по поводу готовящихся перемен руководитель комплекса социальной защиты города Москвы Людмила Швецова на встрече с руководством РГГУ. — Если цель реформ — только экономия государственных средств, то мы потеряем образованную нацию. Ведь еще недавно мы могли гордиться уровнем российского образования. Причем, как доступностью образования, так и его качеством».
Но на самом верху ни к кому не прислушиваются. Наоборот, там торопятся сделать планы реальностью. «Есть реальная возможность в весеннюю сессию внести и принять их», — сказал в Перми о подготовленных законопроектах министр образования и науки.
Останется ли после этого у большинства россиян реальная возможность получить высшее образование, покажет время. А пока остается порадоваться за себя, что успели получить дипломы до того, как нашу жизнь стали делать лучше.
Милена БАХВАЛОВА
«Русский курьер»
№420 22.11.2004
*