Судя по тому, что наговорил «городу и миру» перед вылетом из Москвы в Латинскую Америку президент России Владимир Путин, Кремль в очередной раз меняет правила политической игры. По сути ВВП декларировал ревизию своей же собственной первой реформы. Глава государства предложил вновь изменить порядок комплектования Совета Федерации: в сенат опять вернут (по должности) губернаторов и спикеров ЗакСов регионов, но и нынешнюю «палату лордов» не разгонят, а оставят при своих в здании на Большой Димитровке.

Приглашение хозяев жизни на местах к решению вопросов войны и мира, а также на окончательный «распил» федеральных годовых бюджетов равносильно царскому прощению фронде 1999 года, с политической победы над которой, собственно, и началось наше нынешнее самодержавие.

Остается, правда, только гадать, как уложат в текст действующей Конституции РФ ротацию двух сенатских кресел от каждого субъекта Федерации между самими первыми лицами в исполнительной и законодательной ветвях власти и делегатами оных, работающими в сенате на постоянной основе.

Поскольку места в верхней палате парламента давно, хотя и негласно продаются вместе со статусом и полномочиями, видимо, толкучка при новом замесе предстоит знатная. Однако шаг назад к более демократическому комплектованию Совета Федерации — что, разумеется, заметили все неангажированные эксперты — не добавит легитимности ни сенаторам первого сорта (назначенным из Кремля нью-губернаторам и ходящим под угрозой роспуска из центра спикерам ЗакСов), ни второго (единственным источником их уже урезанных полномочий будут сессии ослабленных местных парламентов).

Всенародно избранными, а не выдвиженцами по талонам на право представлять власть (разного рода спискам) отныне будут только сам президент и примерно половина депутатов в регионах, чьи округа еще останутся мажоритарными, а способ наверх делегирования прямым — от человека к человеку. В остальном же реализуется несколько адаптированный к требованиям сего времени ленинский лозунг «Вся власть Советам!.. Если в Советах мы».

Путин, оканчивавший тот же юрфак, что и Владимир Ильич Ульянов (экстерном), возможно, и сам не замечает сугубого большевизма предлагаемой им реорганизации власти. Он меняет вдохновенно правила политической игры без оглядки на прописанные в основном законе страны процедуры. Если губернаторы в силе и независимы от федеральной власти, их удаляют из сената, а коли слабы и назначаемы де-юре и де-факто из центра, тогда «добро пожаловать!» обратно.

Создаваемая ВВП после Беслана парламентская (судя по форме) республика, где и первое лицо в исполнительной власти региона, и собственный спикер, и оба их сенатора в Москве на Большой Дмитровке зависят от депутатов с мест, лишь на бумаге будет похожа на европейские. На практике все делается для жесткого контроля всей вертикали снизу доверху одной единой (президентской) партией. Как говорил тот же товарищ Ленин, «по форме — правильно, в сущности — издевательство!».

Достаточно вспомнить школьный учебник истории про 1917 год, когда в зависимости от большинства в столичном тогда Петросовете наш Владимир Ильич то выбрасывал, то снимал демократический по сути лозунг «Вся власть Советам!», а дело кончилось диктатурой его РКП(б).

«Русский курьер»

№ 420 22.11.2004

"Русский курьер"

*