В эфире трех федеральных телеканалов было показано большое интервью Владимира Путина, посвященное реформе государственной власти. Особый формат беседы позволял предположить, что президент намерен сказать что-то чрезвычайно важное. Однако он лишь повторил те же аргументы, которые приводил на заседании правительства 13 сентября, когда объявил о начале реформы. Единственной новацией стало предложение вернуть в Совет федерации губернаторов и спикеров региональных парламентов. Но и оно было сделано в такой форме, что реализовать его в рамках действующей Конституции невозможно.

В отличие от больших пресс-конференций в Кремле или разговора со страной в прямом телеэфире, формат интервью одновременно «Первому каналу», «России» и НТВ используется Кремлем крайне редко. До сих пор такое интервью было лишь одно – 27 ноября прошлого года, накануне декабрьских выборов в Госдуму. К тому же если в ходе пресс-конференций и прямых линий обычно затрагивается широкий круг вопросов, то интервью президент дает по конкретному поводу. В прошлом году таким поводом стали думские выборы: господин Путин призвал россиян обязательно прийти на участки, а заодно аккуратно, но вполне доходчиво поагитировал за «Единую Россию», выразив удовлетворение ее работой в Думе.

Поэтому от вчерашнего интервью президента ожидали если и не сенсации, то по крайней мере каких-то принципиально новых инициатив. Наиболее логично было предположить, что Владимир Путин пойдет на смягчение своей позиции по наиболее спорным пунктам реформы, и прежде всего по вопросу о роспуске законодательных собраний регионов в случае двукратного отказа утвердить предложенную кандидатуру губернатора.

Основания для подобных предположений были. Во-первых, против роспуска парламентов высказались не только многие региональные депутаты, но и некоторые главы субъектов, в том числе и такой авторитетный, как президент Татарии Минтимер Шаймиев. Причем его критические высказывания были столь жесткими и откровенными, что у многих наблюдателей появилось ощущение, будто опытный аппаратчик Шаймиев просто озвучивает уже принятое наверху, но еще не обнародованное официально решение. Во-вторых, в начале ноября на сессии Конгресса местных и региональных властей Европы в Страсбурге советник президента РФ Сергей Самойлов назвал роспуск парламентов «не вполне адекватной» мерой и признал, что Кремль готов рассматривать и иные варианты. Однако о роспуске региональных парламентов во вчерашнем интервью не было ни слова.

Ничего не сказал президент и о других возможных способах придания процедуре назначения губернаторов хотя бы видимость демократичности – например, путем введения обязательных предварительных консультаций главы государства с депутатами или предоставления парламентариям права выдвигать альтернативных кандидатов в губернаторы. Конечно, это не означает, что Кремль не пойдет на смягчение некоторых норм законопроекта при его обсуждении в Думе во втором чтении в начале декабря. Но вчерашнее интервью как раз и было самым подходящим поводом, чтобы такие инициативы обнародовать.

Мог господин Путин использовать вчерашнее выступление и для того, чтобы пообещать губернаторам и региональным депутатам какую-то моральную компенсацию за будущие «притеснения» со стороны федерального центра. Так, например, было в 2000 году, когда, вводя в законодательство пункт о возможности смещения президентом глав регионов за нарушение федеральных законов, Кремль одновременно дал аналогичное право самим губернаторам по отношению к мэрам. А изгнание региональных лидеров из Совета федерации было компенсировано поправкой, позволившей семи десяткам глав регионов переизбраться на третий подряд срок.

Вчера подобных «пряников» Владимир Путин не раздавал. Распространение вертикали власти до уровня местного самоуправления он назвал «возможным, но нецелесообразным», тем самым фактически поставив точку в рассуждениях о переходе к назначению мэров. Единственным реверансом в сторону региональных лидеров многие комментаторы посчитали слова президента о возможном возвращении губернаторов и спикеров региональных парламентов в Совет федерации – «для решения общенациональных задач» вроде объявления войны, использования войск за рубежом и утверждения бюджета. Но при этом он оговорился, что «текущую работу» в верхней палате «все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе».

Однако решить обе эти задачи одновременно категорически невозможно. Если губернаторы и спикеры действительно вернутся в СФ, то либо они станут работать в столице наездами, как было в 1993-2001 годах, либо, погрузившись в парламентскую работу, перестанут непосредственно руководить своими регионами. Но тогда вообще непонятно, зачем президенту назначать губернаторов, которые не будут руководить своими субъектами. Расширение СФ за счет простого добавления к нынешним сенаторам губернаторов и спикеров требует изменения Конституции, в которой четко сказано, что в верхнюю палату «входят по два представителя от каждого субъекта РФ». А менять Конституцию, как следует из вчерашнего интервью, Владимир Путин «в ближайшее время и в среднесрочной перспективе» не намерен. Наконец, предложенный спикером СФ Сергеем Мироновым вариант с подключением региональных лидеров к важнейшим голосованиям в верхней палате (см. справку) вызывает вопросы с точки зрения легитимности принимаемых таким образом решений, поскольку голосовать за законы должны все-таки люди, имеющие официальный статус членов парламента.

Таким образом, никаких принципиально новых инициатив о реформе госвласти (если, конечно, не считать весьма противоречивую и трудно реализуемую на практике идею возвращения губернаторов в СФ) во вчерашнем выступлении господина Путина не обнаружилось. Получается, что интервью, которое заняло львиную долю вечернего эфира трех федеральных телеканалов, нужно было президенту лишь для того, чтобы подтвердить неизменность своей позиции по вопросу, вызвавшему жаркие споры в российском обществе. А это, судя по всему, означает, что в дальнейших дебатах о судьбе президентского законопроекта всем заинтересованным сторонам придется руководствоваться известной фразой Остапа Бендера, выстраивавшего когда-то собственную вертикаль власти в новорожденном «Союзе меча и орала»: «Торг здесь неуместен».

ДМИТРИЙ Ъ-КАМЫШЕВ

___________________________________________________

Совет федерации к реформированию готов

К инициативам президента в руководстве СФ оказались готовы. Как заявил вчера спикер верхней палаты Сергей Миронов, этот вопрос он обсуждал с президентом, а в ходе своих поездок в регионы и сам не раз предлагал привлекать региональных лидеров к законодательной работе. По его словам, они могут участвовать в голосованиях по вопросам войны и мира, принятия бюджета страны: «Было бы правильно уже сейчас ввести такую новеллу, чтобы закон о бюджете на 2005 год принимали губернаторы и председатели законодательных собраний регионов. Именно эти люди должны голосовать за бюджет, который им же исполнять». Сам он готов оказать губернаторам и спикерам посильную помощь в организации процесса голосования. Что касается повседневной законодательной работы, то ею, как полагает спикер СФ, должны заниматься рядовые члены палаты.

Однако в этом случае, как заявил Ъ депутат Госдумы от «Яблока», член комитета по конституционному законодательству Сергей Попов, возникнут «конституционные проблемы»: «Какой же это парламент, если в одной из его палат заседают те, кого назначил президент?» По словам депутата, добившись того, что губернаторов теперь будет назначать он сам, президент может и вернуть глав регионов в парламент. Но такой парламент будет декоративным органом, поэтому единственный выход из ситуации господин Попов видит в прямых выборах членов СФ.

Члены верхней палаты избираться в принципе не против. Господин Миронов не раз предлагал избирать сенаторов. Глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов вчера также предположил, что система непрямых выборов в СФ, аналогичная порядку избрания в сенат США до 1912 года, претерпит изменения: «По крайней мере, я видел уже четыре проекта по реформированию СФ».

___________________________________________________

Как формировали Совет федерации

Совет федерации в качестве верхней палаты парламента РФ создан указом президента Бориса Ельцина #1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Утвержденное указом Положение о федеральных органах власти на переходный период предусматривало, что палата действует в составе председателей законодательных органов и руководителей исполнительной власти каждого субъекта федерации.

11 октября 1993 года Борис Ельцин подписал указ #1626 «О выборах в Совет федерации Федерального собрания РФ», 6 ноября 1993 года – указ #1846 «Об уточнении Положения о выборах депутатов Госдумы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета федерации Федерального собрания РФ в 1993 году». В соответствии с ними палата формировалась путем выборов по мажоритарной системе: от каждого субъекта РФ избирались по два депутата, которые работали на непостоянной основе.

Принятая на референдуме 12 декабря 1993 года Конституция установила, что в СФ «входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». Но переходными положениями было установлено, что СФ первого созыва все-таки избирается сроком на два года по двухмандатным округам. Механизм формирования палаты должен был устанавливаться федеральным законом.

5 декабря 1995 года принят Госдумой и подписан Борисом Ельциным федеральный закон #192-ФЗ «О порядке формирования Совета федерации Федерального собрания РФ» (вступил в силу 13 декабря 1995 года). По закону палата состояла из 178 представителей субъектов федерации – глав законодательных и исполнительных органов власти. Члены палаты совмещали депутатские обязанности с основной работой.

C 8 августа 2000 года палата формируется согласно федеральному закону от 5 августа 2000 года #113-ФЗ «О порядке формирования Совета федерации Федерального собрания РФ» (принят Госдумой 19 июля 2000 года, одобрен Советом федерации 26 июля 2000 года) – одного представителя делегирует законодательный орган, еще одного назначает глава исполнительной власти субъекта федерации. Срок полномочий определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших.

«Коммерсантъ»

№ 217 (№ 3056) от 19.11.2004, ПТ

"Коммерсантъ"

*