С конвейера тольяттинского автозавода вчера сошел первый автомобиль нового семейства Lada Kalina. Это первая модель, которую на «АвтоВАЗе» смогли создать и поставить в производство в условиях рыночной экономики. Сегодня она признана самым современным среди всех отечественных легковых автомобилей. Общие инвестиции в проект, по словам председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Владимира Каданникова, составили 550 млн долл. Купить Kalina в базовой комплектации можно будет от 7,5 тыс. долл. начиная со следующего года.

На торжественном пуске конвейера Kalina полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко заявил: «АвтоВАЗ» преодолел психологический барьер. Все уверяли, что российский автопром не способен выпускать новые модели, его участь — осваивать производство иномарок. Завод доказал обратное». В отличие от ныне производимых в Тольятти машин класса C семейство Kalina принадлежит классу B, новому для отечественных заводов. Как считают на «АвтоВАЗе», именно такие машины в ближайшее время будут востребованы в больших городах. Первое время в Тольятти будут производить седан Kalina, в дальнейшем предполагается освоить модели с кузовом универсал и хэтчбек. До конца нынешнего года будет выпущено 500 машин этой модели, в следующем — 40 тыс. «Мы должны активно наращивать мощности и окупить большие расходы, поскольку нам предстоит ввести в производство новые модели», — пояснил г-н Каданников. На проектные мощности 220 тыс. в год «АвтоВАЗ», по словам г-на Каданникова, намерен выйти в середине 2007-го. Он подчеркнул, что эта модель позволит заводу довести общий объем выпуска к 2007-му более чем до 1 млн авто в год (вместе с машинокомплектами, поставляемыми внутри страны и за рубеж). Через четыре года завод планирует полностью обновить модельный ряд.

Kalina будет отвечать более высокому стандарту качества, под нее специально построен принципиально новый конвейер. Оборудование для производства этой машины, поясняют на «АвтоВАЗе», аналогично тому, что используется в Бельгии для сборки Ford Fiesta. Предполагается, что при выходе на проектную мощность в минуту с конвейера будет сходить один готовый автомобиль.

Изначально планировалось, что запуск Kalina позволит усовершенствовать уже выпускающиеся в Тольятти машины, поскольку многие элементы конструкции авто, разработанные специально для нового семейства, будут перенесены на другие модели «АвтоВАЗа». Так, базовый 8-клапанный двигатель объемом 1,6 л мощностью 85 л/с, который вчера привел в движение Kalina, уже находится под капотами нынешних «десяток» (он сможет разогнать автомобиль до 180 км/час, расход топлива на 100 км составит 6—6,5 литра). Электроусилитель руля, который впервые использован на Kalina, затем будет установлен и на Lada Priora, производство которой начнется с 2006 года. На «десятки» планируется перенести оригинальные диски сцепления.

Но по цветовой гамме, специально разработанной для этого семейства на основе «природно-растительной концепции», с Kalina вряд ли кто сравнится: всего 20 цветов и оттенков — от экзотических «совиньона» и «рислинга», зелено-синего «бергамота» и «карибского лета» до более привычного российскому потребителю «зеленого яблока», «апельсина» и «дыни». Однако первые Kalina, сошедшие вчера с конвейера, как, кстати и первые ВАЗ-2101, запущенные в производство в 1970 году, исполнены в цветах российского триколора.

Пока «АвтоВАЗ» сможет производить и продавать седан Kalina только на территории России. Этот автомобиль, пройдя серию испытаний на соответствие требованиям безопасности и экологии, уже получил от Фонда сертификации автотранспорта одобрение типа транспортного средства. Доступ на внешние рынки будет открыт для Kalina только после того, как она пройдет запланированные на первую половину следующего года испытания во Франции. Кстати, на парижском салоне публика уже положительно оценила новинку.

На внутреннем рынке, по прогнозам маркетологов «АвтоВАЗа», вначале будет дефицит Kalina. Спрос на нее, поясняют на «АвтоВАЗе», превысит возможности производства. Первая партия Kalina будет направлена лучшим вазовским дилерам только в 12 особо значимых для автозавода регионов России. На «АвтоВАЗе» решили применить уже опробованную на внедорожнике Chevrolet Niva схему постепенного насыщения рынка, начав с крупных дилеров и постепенно переходя к средним и мелким. По всей стране Kalina будет продаваться только со второго полугодия 2005 года, когда производство ее увеличится.

Алексей СТРЕЛОВ

«Время новостей»

№212 19.11.2004

"Время новостей"

***