Отто Лацис. Ну теперь-то поняли? ("РК")
Как хорошо, когда всё неспеша обдумаешь. Два с лишним месяца назад, когда Владимир Путин объявил о реформе системы выборов губернаторов и депутатов Госдумы в одном флаконе с мерами борьбы с терроризмом, многие что-то недопоняли. Ну то есть произносили какие-то непродуманые слова насчет того, что террористам с их взрывчаткой в общем-то всё равно, каким способом избран губернатор на той территории, где готовится теракт. И эти сомнения свидетельствовали о политической недальновидности и даже может быть незрелости.
Но теперь с этим покончено.18 ноября, спустя два месяца и еще неделю после сообщения о реформе с губернаторами, президент дал интервью трем телеканалам, в котором всё объяснил для непонятливых.
Самое главное: реформирование системы управления страной не окажет негативного влияния на становление демократии. То есть его спросили, не случится ли этого негативного влияния, а он так прямо и врубил: «Нет, я так не думаю». Эффективность функционирования власти — вот главная забота президента. Сразу после того, как он пришел в Белый дом в качестве премьера в 1999 году, он увидел, что эта система дает сбои в своей работе. При новом, значит, способе избрания губернаторов — не будет давать. Второе — это необходимость воспрепятствовать росту влияния экономических кланов на руководство регионов. Теперь всё — влиянию экономических кланов конец. Третье — необходимость укрепления исполнительной власти как целого. Избранные губернаторы — это же отрезанный ломоть, они Москвы не слушаются.
Как раз на этом месте слушателя начинает охватывать какое-то смутное недоумение. После Беслана нам ведь ни про какие ломти не говорили. Шла речь о борьбе с терроризмом — именно это и вызвало тогда первые вопросы, поскольку связь президентских предложений с борьбой против терроризма никак не просматривалась. А после вчерашней речи возникает впечатление, что и сам президент про мотив терроризма подзабыл. Но нет, оказывается, помнит. Как раз четвертая причина реформы управления, сказал президент, — необходимость отражения террористичесой угрозы. Надо создать такую систему власти и управления, которая превентивным образом не позволила бы раскачать наше общество и государство и обрушить наши государственные структуры. Вот будут кандидатов в губернаторы предлагать из Москвы — и никто нас больше не раскачает.
Еще президент сказал, что он отрицательно относится к изменениям Конституции, что систему избрания муниципальных органов менять не надо, что с коррупцией надо бороться и что переход к выборам депутатов по партийным спискам поможет созданию развитого гражданского общества и многопартийной системы. Тут уж совсем отлегло: выходит, президент за гражданское общество и за многопартийность.
В общем сеанс гипноза прошел успешно. Маленькое сомнение, правда, осталось. Гражданское общество — это совокупность граждан, способных сознательно и эффективно решать общественные проблемы независимо от государства, а если надо — и в полемике с государством. В этой автономности вся его ценность. Теперь же оказывается, что само государство будет формировать гражданское общество, своего потенциального оппонента. Да будет ли общество после этого именно гражданским или тогда уж, как говорится, по определению не будет?
Однако не надо торопиться. Подождем еще пару месяцев — может быть тогда нам всё и разъяснят.
«Русский курьер»
№ 418 19.11.2004
*