Три российских региона отказались повышать плату за свет и тепло в 2005 году. Руководители Самарской, Иркутской областей и Республики Коми считают, что плата не должна повышаться, поскольку энергетики в состоянии значительно снизить свои издержки, если захотят.

Суть проблемы в том, что региональные АО-энерго, подконтрольные РАО «ЕЭС России», всегда настаивали на том, чтобы их услуги выросли в цене и на том, чтобы повышать тарифы в любое время. В то же время глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс накануне выборов в Госдуму в 2003 г обещал, что тарифы установят на определенный срок и динамика их роста будет существенно снижена. Он утверждал, что АО-энерго вполне смогут существовать при таком понижении тарифов. Тогда был подготовлен план мероприятий по постепенному снижению темпов роста тарифов в российских регионах. До 2006 г рост должен был сократиться до 5-7 проц. По словам А.Чубайса, снижение тарифов должно осуществляться за счет, главным образом, реформы электроэнергетики, проводимой в России. Эта реформа способствовала сокращению затрат как региональных энергосистем, так и головной компании РАО «ЕЭС России», что и сделало возможным снижение тарифов, отмечал он.

Однако А.Чубайс уточнял, что для полноценного реформирования отрасли необходим отказ от перекрестного субсидирования, когда промышленные предприятия платят за потребителей-льготников. Такого отказа не произошло, массового снижения тарифов на электроэнергию по России также не было. Единственное, что изменилось за прошедший год — Федеральная служба по тарифам /ФСТ/ установила предельные тарифы — минимальные и максимальные — для каждого региона на 2005-й и сразу же на 2006 год. Их высокий для большинства регионов размер был объяснен как раз необходимостью бороться с перекрестным субсидированием. Налицо парадокс – для снижения тарифов нужна реформа электроэнергетики, эту реформу тормозит перекрестное субсидирование льготников, отказаться от которого возможно, лишь повысив тарифы.

Именно эти повышенные тарифы отказываются сейчас утверждать «непослушные» регионы, предпочитая жить по тарифам-2004. Интересно, что формально их невозможно наказать за неподчинение приказам ФСТ. В законе о регулировании тарифов сказано, что они устанавливаются «на срок не менее одного года», поэтому предыдущее решение региональных энергетических комиссий /РЭК/о том, что тарифы «вступают в силу с 1 января 2004 г» остается в силе. Вдобавок ФСТ не может начать разбирательства, поскольку официальных документов, фиксирующих факт «регионального сопротивления», нет – решения принимаются на заседаниях местных РЭК, но не фиксируются. Это обосновывается тем, что старые решения, согласно закону, не утратили своей актуальности.

На эту неувязку в законе ссылается, например, администрация Иркутской области. Власти региона отмечают, что решение о «замораживании» тарифов принято в целях снижения социальной напряженности, поддержки промышленного роста и сохранения экономической стабильности в Иркутской области. Да и ОАО «Иркутскэнерго» пока не в убытке – его валовая прибыль в 2004 г увеличится в 2,6 раза по оценке местной РЭК. Поэтому пока энергетики /кстати, компания не имеет отношения к РАО «ЕЭС»/ согласились с решением властей. Однако администрация Иркутской области не исключает, что в 2005 г «Иркутскэнерго» все-таки может выйти с предложением увеличить тарифы.

Между тем, не исключено, что выжить без повышения тарифов иркутским энергетикам поможет мощная поддержка алюминщиков. Не секрет, что уже три года “Иркутскэнерго” управляют компании, представляющие интересы акционеров “Русала” и “СУАЛа”. Алюминщики заинтересованы в дешевой электроэнергии, поэтому тарифы заводов, принадлежащих акционером, все это время росли крайне медленно. Но постоянно так продолжаться не могло, поэтому «Иркутскэнерго» пришлось согласиться на замораживание тарифов для всех, считают некоторые эксперты отрасли.

Похожая ситуация и в Республике Коми. Регион считается перспективным с точки зрения нефтедобычи /там находится Тимано-Печерское месторождение,/. Основную долю нефти в республике добывают «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Поэтому существует мнение, что определенное «нефтяное лобби» также поддерживает руководство республики в решении не повышать тарифы.

ФСТ в свою очередь утверждают, что отказ властей дать согласие на повышение тарифов незаконно: если есть официально установленные минимальные тарифы на энергию, то, значит, на местах цена не может быть меньше минимума. Между тем, по мнению юристов, тот же закон о регулировании тарифов напрямую указывает лишь на возможность санкций в том случае, если установленный тариф будет выше максимального. Вдобавок, если число регионов, отказавшихся от повышения тарифов, будет расти, вопрос придется вынести на обсуждение правительства.

Причина «сопротивления» на местах лежит, как говорится, «на поверхности» — регионы не готовы к резкому росту тарифов для населения и бюджетных предприятий, и, вопреки приказу ФСТ, губернаторы отказываются повышать расценки. Тарифы ФСТ действительно высоки – например, в Самарской области они являются самыми высокими по Приволжскому федеральному округу. Это обосновывалось необходимостью борьбы с пресловутым перекрестным субсидированием. Однако отказ от него вряд ли возможен – без поддержки предприятий многие льготники просто не смогут рассчитаться с долгами за свет и тепло, считают сторонники действий местной власти. К тому же, такое решение может добавить популярности самарскому губернатору Константину Титову, впавшему, по мнению некоторых СМИ, в немилость у Кремля. Если К.Титов «победит тарифы», поддержка региональной общественности ему обеспечена.

В то же время, представители «Самараэнерго» утверждают, что население до сих пор платит лишь небольшой процент, остальное доплачивают предприятия. Энергетики же несут убытки из-за того, что местная администрация отказывается повышать тарифы. В то же время они обещают, что повышенные тарифы не слишком ударят по карманам жителей Самары – платить им придется в среднем на 20 руб в месяц больше, чем прежде. ФСТ, в свою очередь, полагает, что решение самарской администрации нарушает закон, ссылаясь при этом на постановление правительства РФ за № 226 об отмене перекрестного субсидирования. Если сторонам не удастся договориться полюбовно, ФСТ обещает обратиться в суд.

Помимо этого, энергетики указывают, что такой подход опасен для населения: если не повышать тарифы сейчас, то через год их рост будет весьма резким, считают они. Кроме того, это осложнит положение дел и в промышленности: в условиях неликвидированного перекрестного субсидирования придется резко поднять тарифы и для предприятий. Тогда они будут более отчаянно бороться за выход на свободный рынок электроэнергии, где цена пока ниже установленной государством. Причем если им это удастся, то АО-энерго потеряют крупных потребителей. А это заставит их обращаться к региональным властям с вопросом о необходимости еще большего увеличения энерготарифов, в том числе и для льготников.

Что же касается возможности АО-Энерго выжить при пониженных тарифах, о которой говорил А.Чубайс, по этому поводу также существуют разные мнение. Некоторые энергетики считают, что она есть. Именно поэтому «Иркутскэнерго» единственными из энергокомпаний согласились с предложением властей. Однако многие «дочки» РАО «ЕЭС» утверждают, что им будет сложно прожить с прежними тарифами еще один год. Единственное, что им остается – последовать примеру иркутских коллег и снижать издержки, надеясь на скорую смену власти, которая найдет возможность «разделить» их проблемы. Кстати, у самой РАО дела идут не так уж хорошо. Чистая прибыль энергетического монополиста за 9 месяцев 2004 г сократилась на 11,9 проц до 17,1 млрд руб, сообщается на сайте компании.

ПРАЙМ-ТАСС

*