Энергия непослушания. Три региона отказались повышать тарифы на электричество и тепло ("ВН")
Российские регионы, похоже, в массовом порядке обсуждают идею не повышать тарифы на электроэнергию и тепло на следующий год. О таком шаге уже объявили руководители Самарской области и Республики Коми, а вчера к ним присоединилась Иркутская область. У всех губернаторов обоснование этого шага одинаковое: на их взгляд, энергетики в состоянии серьезно снижать издержки. Региональные энергосистемы, подконтрольные РАО «ЕЭС России», критикуют подобные решения местной власти и утверждают, что они незаконны: Федеральная служба по тарифам (ФСТ, входит в состав Минэкономразвития) установила минимальные тарифы на энергию, а значит, на местах цена не может быть меньше минимума. И только «Иркутскэнерго», не имеющее к РАО никакого отношения, поддержало такой шаг региональной энергетической комиссии. В этой ситуации ФСТ вынуждена констатировать, что ее приказам не подчиняются и наказать за это невозможно. Представитель службы говорит, что если число регионов, отказавшихся от повышения тарифов, будет продолжать расти, вопрос будет вынесен на обсуждение правительства.
Энергомонополисты всегда настаивали на существенном росте цен на их услуги. Однако год назад, в преддверии выборов в Госдуму, Анатолий Чубайс объявил о новой стратегии РАО: тарифы должны быть предсказуемыми и устанавливаться минимум на три года. При этом он предложил уже в 2006 году установить их рост на уровне ожидающейся инфляции, а затем еще больше сбавить темп. По его мнению, предприятия РАО вполне могут работать при таком уровне тарифов. Правда, уточнял он, это все возможно исключительно при ликвидации перекрестного субсидирования — промышленность не должна субсидировать льготные категории потребителей. Но его ликвидировать пока не удалось.
За прошедший с тех пор год вообще мало что изменилось в регулировании тарифов. Разве что ФСТ установила предельные тарифы — минимальные и максимальные — для каждого региона на 2005-й и сразу же на 2006 год. О том, удалось ли при этом хотя бы ненамного сократить уровень перекрестного субсидирования, все предпочитают умолчать. Судя по всему, на местах по-прежнему не готовы к резкому росту тарифов для населения и бюджетных предприятий.
Эта причина заставляет губернаторов не повышать тарифы на следующий год вопреки приказу ФСТ. Официально служба пока не может начать разбирательства ни в одном из регионов-«отказников», так как официальных документов на этот счет нет: на заседаниях местных энергетических комиссий решение уже было принято, но оно не оформляется. В Иркутской области вообще говорят, что не будут издавать никаких документов на этот счет. «В законе о регулировании тарифов записано, что они устанавливаются «на срок не менее одного года», — говорит источник в областной администрации, — значит, наше предыдущее решение, в котором записано, что тарифы «вводятся с 1 января 2004 года», продолжает действовать». Тот же закон подразумевает санкции только в том случае, говорят юристы, опрошенные «Временем новостей», если будет установлен тариф выше максимального. Поэтому де-факто никаких рычагов воздействия на местную власть с целью увеличить тарифы нет.
Источник в одной из энергокомпаний говорит, что в регионах поняли: закон о регулировании тарифов написан так, что его можно толковать как угодно, а потому ФСТ не может даже потребовать от региональных исполнительных властей исполнения решений. А потому вопрос о тарифах вновь превратился в политический фарс: губернаторы прекрасно знают экономическое положение энергокомпаний, а потому уверены, что с ними ничего не случится, если еще год они поживут с прежними тарифами. Правительству же, к которому апеллирует ФСТ, такая ситуация как раз на руку: рост тарифов, как известно, подогревает инфляцию, а она и так в этом году уже выбилась из запланированного государством графика, что вызвало недовольство Владимира Путина.
Впрочем, энергетики указывают, что такая позиция государства опасна, причем в первую очередь для населения. Если не повышать тарифы сейчас, то через год их рост будет весьма резким. В отношении промышленности эта ситуация также весьма драматична: в условиях неликвидированного перекрестного субсидирования придется резко поднять тарифы и для предприятий. А они в этой ситуации будут более отчаянно бороться за выход на свободный рынок, где цена пока ниже установленной государством. Если им это удастся, то региональные энергокомпании потеряют крупных потребителей, следовательно, перед теми же губернаторами будет поставлен вопрос о еще большем росте тарифов для льготных категорий потребителей энергии.
Правда, в этой ситуации серьезным аргументом является возможность энергетиков сокращать издержки. В «Иркутскэнерго» утверждают, что успешно решают эту проблему — по словам директора компании по связям с общественностью Александра Пташкина, в этом году таким образом было сэкономлено более 100 млн руб. В первую очередь по этой причине, говорит он, «Иркутскэнерго» и согласилось с решением местной власти оставить на следующий год нынешний уровень тарифов. Впрочем, в компании признают, что выдержать такое решение поможет и структура генерации — ожидается, что будут почти на полную мощность загружены все три ГЭС, принадлежащие компании и вырабатывающие дешевую энергию. Кроме того, синоптики прогнозируют холодную зиму, а это значит, что будет более рентабельна работа тепловых электростанций.
«Дочки» же РАО «ЕЭС» не все находятся в столь благоприятной ситуации, а потому им будет сложнее прожить еще один год с прежними тарифами. В связи с тем, что оспорить действия властей они, выходит, не в состоянии, энергокомпаниям ничего не останется, как последовать примеру иркутских коллег и сильно снижать издержки. И конечно, надеяться, что через год новый губернатор, желательно назначенный президентом, будет учитывать интересы «большой энергетики», переживающей переходный период к свободному рынку. А правительство найдет способ ликвидировать перекрестное субсидирование.
Николай ГОРЕЛОВ
«Время новостей»
№ 210 17.11.2004
*