Шпион пролетел над курортом. Американский самолет-разведчик почти добрался до российской границы ("НИ")
В минувший понедельник над Черноморским побережьем Кавказа происходили события, живо напомнившие времена «холодной войны». Российский истребитель Су-27 вынужден был вылететь на перехват американскому самолету-шпиону «Орион», который почти час кружил над акваторией Черного моря и вплотную приблизился к границе РФ. По словам представителей ВВС, ничего подобного не происходило уже пять лет.
Американский базовый патрульный самолет Р-3С «Орион» появился на радарах наземных служб 15 ноября в 14.48. Почти час он выполнял полет над акваторией Черного моря, двадцать минут летел на удалении 10 километров от российской границы и на запросы диспетчеров не отвечал.
«Скорее всего, самолет проводил разведку территории России, – сообщил «Новым Известиям» начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский. – Мы установили, что он входит в состав авиационного отряда базовой авиации Атлантического флота ВМС США, который дислоцируется на острове Крит. Летел «Орион» на высоте 2 тыс. метров со скоростью 400 километров в час. Чтобы не допустить нарушения им госграницы, в воздух был поднят истребитель Су-27 из состава 4-й армии ВВС и ПВО».
Условленными сигналами – мигая фарами и покачивая крыльями – российский истребитель показал американскому самолету, что тому лучше бы отлететь подальше. Пилоты «Ориона» оказались сообразительными. После первого же предупреждения разведчик развернулся, набрал скорость и высоту и удалился.
По данным пресс-службы ВВС РФ, стратегические самолеты-разведчики Р-3С «Орион» состоят на вооружении ВМС США с 1969 года и предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, а также для ведения радиотехнической и визуальной разведки. На их борту помещаются экипаж из 10 человек, 4 противокорабельные управляемые ракеты «Буллпап» или 6 ракет «Гарпун» и множество торпед и морских мин.
Официально никто не говорит, какое именно вооружение установлено на российских Су-27. Зато известно, что в прошлом году они трижды выполняли вылеты на перехват американских разведчиков U-2, следовавших по тому же маршруту. Однако все три раза U-2, в отличие от «Ориона», не позволяли себе подойти к воздушной российской границе так близко. Они летали на расстоянии 25 – 30 километров от нее и исчезали только после повторного требования пилота Су-27 прекратить разведку.
«Ничего подобного не было уже более пяти лет, – прокомментировали ситуацию в пресс-службе ВВС РФ. – А с прошлого года в воздушном пространстве Грузии и некоторых прибалтийских стран вдоль госграницы России вновь возобновились полеты американских самолетов-разведчиков. Что еще, кроме обеспокоенности и недоумения, это может вызвать?»
КАК ЧАСТО НАРУШАЮТ ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ
По данным Главного штаба ВВС РФ, разведывательная авиация иностранных государств активно ведет разведку территории России на всех направлениях. Над акваториями Балтийского и Баренцева морей разведывательные самолеты стран НАТО выполняют до 400 вылетов в год. Кроме того, на Дальнем Востоке, в частности над акваториями Японского и Охотского морей, самолеты США и Японии выполняют более 300 вылетов в год. С января по сентябрь 2004 года было зафиксировано 70 случаев нарушения использования воздушного пространства России. Представитель Главного штаба ВВС отметил, что за 9 месяцев 2004 года дежурными по ПВО было проведено около 200 тыс. воздушных целей. Из них почти 50% – иностранные самолеты, в том числе более четырех тысяч – боевые.
ИНОСТРАННЫЕ САМОЛЕТЫ, СБИТЫЕ В НАШЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик «Локхид У-2», управлявшийся летчиком Фрэнсисом Гарри Пауэрсом. Самолет вылетел из Пакистана и должен был приземлиться в Норвегии. Оставшегося в живых летчика судили открытым судом и приговорили к 10 годам лагерей. Однако спустя полтора года его обменяли на советского разведчика Р. Абеля.
20 апреля 1978 года «Боинг-707» южнокорейской компании KАL, следуя из Парижа в Анкоридж, отклонился на 200 километров от международной авиатрассы и в районе Мурманска пересек границу СССР. Нарушитель, перехваченный истребителем Су-15, на установленные сигналы следовать за ним не реагировал, более того, «Боинг» увеличил скорость и пытался развернуться, дабы уйти в сторону Финляндии. По приказу с земли пилот истребителя произвел пуски двух ракет Р-98. Первая попала в лайнер и взрывом оторвала от него консоль крыла. Поскольку из-за сильной облачности советский летчик следил за «Боингом» только на экране локатора, вторую ракету он по ошибке пустил по оторвавшейся детали. Это счастливое обстоятельство спасло жизнь большинству пассажиров злополучного рейса. Экипаж подбитого «Боинга» сумел совершить посадку на лед замерзшего озера вблизи города Кемь (Карелия). Тогда из 108 человек на борту погибли двое.
В ночь на 1 сентября 1983 года в воздушном пространстве СССР был сбит пассажирский лайнер «Боинг»-747» той же самой южнокорейской авиакомпании KAL, на борту которого находились 269 человек. Южнокорейский самолет, летевший из Анкориджа в Сеул, отклонился от расчетной трассы на 660 километров. Все находившиеся на борту лайнера люди погибли.
ИРИНА МАСТЫКИНА
«Новые Известия»
17.11.04
среда
***