Шереметьевские орнитологи первыми в Московском авиаузле начали использовать профессиональное оборудование для отпугивания птиц. Как сообщили «Росбалту» в информационном центре правительства столицы, после тщательного изучения существующих на рынке аналогов и опыта работы подобных служб в США и Западной Европе специалисты аэропорта приобрели 4 стационарных и 1 мобильную биоакустическую установку американской фирмы Bird Gard Super PRO AMP, а также 4 механических птицеотпугивателя НПО-1 Винницкого НПП «Индикатор».

В основе новейшего оборудования лежит запись и воспроизведение в акустическом диапазоне тревожных криков 7 видов птиц. Каждая биоакустическая установка отпугивает птиц в радиусе 220 м. Во избежание привыкания пернатых к новым установкам программа прибора предусматривает несколько режимов записи, различные диапазоны частот от 2 до 5 тыс. Гц и периодичность включения. Стационарное оборудование расположено по периметру аэродрома. Аппаратура проста в управлении и может обслуживаться одним оператором, задающим необходимые режимы в зависимости от реальной ситуации.

Уже с первых шагов авиации птицы угрожали безопасности полетов. Наибольший ущерб самолетам наносят птицы, попавшие в турбину двигателя. Службы безопасности полетов во всем мире испробовали в борьбе с пернатыми террористами множество средств: сирены, пиротехнику, чучела и даже нафталин на взлетной полосе — эффект ничтожно мал. Многолетняя мировая практика показала, что уменьшению привлекательности аэропорта для птиц способствует только комплекс методов, включающих также перенос мест гнездования за пределы аэродрома, регулярный покос травы, потраву насекомых и уборку прилегающих территорий от скопления мусора. Эти меры позволяют не только поддерживать безопасность полетов, но и сохранять популяции пернатых.

Инспекционная группа авиационной орнитологии «Шереметьево» ведет статистику эффективности применения биоакустических установок Bird Gard Super и механических приборов НПО-1 для разработки предложений по их применению на аэродромах ГА России и стран СНГ. Столкновение с птицами — странная, но не самая редкая причина аварий самолетов. На счету пернатых истребителей немало сбитых не только «фарманов» и «кукурузников», но и турбовинтовых и реактивных самолетов. Международная организация гражданской авиации (IKAO) в Монреале ежегодно регистрирует около 5,4 тыс. столкновений самолетов с птицами.

Росбалт

*