Корпорация General Motors ежегодно отзывает по всему миру около 10 млн автомобилей –от полугрузовых пикапов до электромобилей. В мире регулярные отзывы – общепринятая практика автомобилестроения. В нашей стране к ним относятся крайне негативно.

При конвейерном производстве машин обойтись без каких-либо дефектов практически невозможно. Отзывы или, более дипломатично, «сервисные кампании» первыми начали проводить американские фирмы. В результате, именно они первыми начали обращать негативную сторону этого процесса себе на пользу. И сегодня большинство отзывов, которые проводят General Motors или Ford, носят почти рекламный характер, цель которых — показать свою заботу о безопасности производимых ими автомобилей.

Такой прием используют даже производители автомобилей премиум-класса. Так, несколько лет назад Aston Martin отозвала 173 автомобиля из-за неполадок в проводке: при незастегнутом ремне безопасности отсутствовал предупредительный сигнал. И даже Rolls-Royce под каким-то незначительным предлогом отозвал значительную (относительно своих объемов производства) партию автомобилей.

В большинстве западных стран отзывы компаний инициируются различными регулирующими организациями. Так, в Северной Америке этим занимается Национальная администрация по безопасности дорожного движения США (NHTSA), которая регулярно публикует бюллетени о безопасности различных автомобилей, и может даже обязать компании отозвать машины, не соответствующие общепринятым стандартам. Хотя большинство отзывов делают сами автопроизводители.

Однако отозвать автомобили – отнюдь не дешевое удовольствие. Затраты на отзывные кампании редко разглашают, но, например, в этом году Honda потратила на отзыв чуть более 500 тысяч автомобилей около 72,5 млн долл.

Самый же крупный отзыв в истории произвела американская корпорация Ford Motor. В 2001 году компания объявила об отзыве 22 млн. автомобилей, выпущенных в США в 1983-1995 гг. Причина — дефект в системе зажигания. Скандал начался с того, что начинающий адвокат Говард подал в суд на корпорацию. Говард в лабораторных условиях обнаружил, что при сильном нагревании электронный модуль зажигания на тонкой пленке TFI выходит из строя, и машина глохнет. Тот факт, что за 18 лет использования дефектный модуль никому не причинил особого вреда, хотя был установлен на нескольких десятках миллионов машин, его не смутил. В результате Ford отозвал 1,7 млн. автомобилей в Калифорнии, но от всеамериканского отзыва отказался. И все же компании пришлось сдаться: Ford достиг предварительного соглашения об урегулировании судебного иска без дальнейших юридических действий. Тем самым компания согласилась отозвать 22 млн. машин по всей Америке, владельцам которых будет предоставлен бесплатный гарантийный ремонт дефектных компонентов или выплата стоимости уже осуществленного ими ремонта. Сумма убытков не разглашалась, но специалисты заявляют, что речь идет как минимум об 1 млрд долл.

Случившийся три года назад массовый отзыв 33 тысяч автомобилей Mitsubishi Pajero из-за проблем с гидроаккумулятором усилителя тормозов обернулся для компании 13-процентным падением курса акций на фондовом рынке, а президенту Mitsubishi Motors стоил поста. Автогигант пошел на такие жертвы ради поддержания собственного имиджа, хотя недостаток никак не сказывался на эффективности тормозной системы.

В том же 2001 году в США произошел крупномасштабный отзыв внедорожников Ford Explorer из-за некачественных шин Firestone, который вылился для обоих производителей в многомиллионные убытки. Отзыву предшествовало большое количество аварий, а после акции продажи автомобилей Ford (не только отозванной модели, но и других) и шин Firestone резко упали. Эксперименты с отзывами для Mitsubishi (ММС) поставили, в конце концов, компанию на грань разорения. В 2000г. компания признала, что систематически скрывала неисправности на протяжении двух десятилетий. В общей сложности от регулирующих органов было скрыто 26 дефектов. В результате этого дела многие топ-менеджеры Mitsubishi попали на скамью подсудимых, а компания начала процедуру банкротства.

Многие сервисные компании иностранных автопроизводителей распространяются и на Россию, если, конечно, машины, попадающие под отзыв, приобретены через официальных дилеров. Российские компании только начинают работать в этом направлении. Первым и пока единственным нашим автозаводом, прибегшим к практике «открытых отзывов», стал АвтоВАЗ. Первый отзыв произошел летом 2002 года: владельцы примерно одной тысячи машин моделей ВАЗ-21213 и -21214 «Нива» приглашались на сервисные автостанции для устранения дефекта гидроусилителя руля. По данным АСМ-Холдинга, за последние полгода Волжский автозавод отозвал около 8,5 тыс. машин.

Представители АвтоВАЗа отмечают, что «отзыв – это, скорее, положительное явление, свидетельствующее о нормальной, систематической работе службы контроля качества». Однако даже АвтоВАЗ пока готов отзывать лишь те автомобили, которые еще не дошли до потребителя, то есть на стадии заводской, максимум, дилерской площадки. Сервисные кампании для непосредственно потребителей – это еще дело будущего, и пока совершенно не ясно, станут ли отзывы правилом хорошего тона для российских производителей по отношению к покупателям отечественных машин.

РБК

*