Вчера прокуратура Ульяновской области передала в облсуд уголовное дело банды, состоявшей из членов исламской религиозной организации «Джамаат». На скамье подсудимых оказались восемь человек. Они обвиняются в серии разбойных нападений, похищениях людей, убийствах и других особо тяжких преступлениях.

Фото: СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВА

Суд над Абдулхалимом Абдулкаримовым

(на фото слева) в Ульяновске

начнется после того, как он

получит срок за терроризм

в Дагестане

О начале следствия по делу ульяновских ваххабитов „Ъ“ сообщал в декабре 2003 года. Сотрудники ульяновской милиции и УФСБ вышли на «Джамаат», расследуя другое дело, никак не связанное с религиозным экстремизмом. В августе 2003 года в Ульяновске был убит местный криминальный «авторитет» Константин Гайдуков. В ходе следственных мероприятий удалось установить организаторов преступления. Ими оказались несколько лидеров «Джамаата». В результате обысков в квартирах и домах подозреваемых было найдено большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки, а также литературы и видеокассет ваххабитского содержания. Кроме того, оперативники нашли в обыскиваемых квартирах схемы взрывных устройств и планы Ульяновска. Следствие выяснило, что члены «Джамаата» зарабатывали на жизнь, промышляя грабежами и разбоями. Как сообщил „Ъ“ старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, сейчас доказано их участие в нескольких разбойных нападениях и одном заказном убийстве, а именно — Константина Гайдукова. Основной же целью банды, по словам господина Зимы, был не разбой, а концентрация сил и средств, для того чтобы «в нужный момент дестабилизировать обстановку, в том числе с помощью террористических актов». Расследуя ряд разбойных эпизодов, следователи установили, что бандитам помогал милиционер. Так они вышли на 25-летнего сотрудника Цильнинского РОВД сержанта Льва Селиндеева. Среди арестованных оказался и лидер группировки, 31-летний Абдулхалим Абдулкаримов, который, как считает следствие, был причастен к взрыву во время демонстрации 9 мая 2002 года в Каспийске. В результате взрыва 43 человека погибли, а еще 100 получили ранения. Абдулкаримов, согласно данным следствия, по заданию организатора теракта Раппани Халилова снимал взрыв на цифровую видеокамеру.

Членами банды являлись восемь жителей Ульяновской области, Чувашии, Татарии и Дагестана. Следствие считает, что Абдулхалим Абдулкаримов был идейным вдохновителем группировки, а Валерий Ильнендеев — руководителем ульяновского подразделения «Джамаата» (его «амиром»). Непосредственное же командование участниками группы осуществлял Сергей Сандркин, после принятия ислама получивший имя Муджиб Абдиль.

По версии следствия, преступники неоднократно обращались к лидерам мусульманских общественных организаций Ульяновской области и прихожанам мечетей с предложениями о распространении ваххабизма. В ходе расследования было установлено, что бандиты активно поддерживали связи и с другими исламистскими группировками России. Для этого они посещали Дагестан, Астрахань, Набережные Челны, Самару, Казань и принимали у себя членов радикальных группировок чуть ли не со всей страны. При этом руководители «Джамаата», по словам Василия Зимы, «публично совершали действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды к иноверцам, а также на унижение достоинства людей по признаку отношения к религии».

Как сообщили „Ъ“ в областной прокуратуре, членам организованной преступной группы предъявлены обвинения в бандитизме, похищениях людей при отягчающих обстоятельствах, незаконном ношении и хранении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершении действий, направленных на возбуждение межнациональной ненависти, разбоях, убийстве и других тяжких и особо тяжких преступлениях. «Только Сергею Сандркину были предъявлены обвинения по семнадцати статьям УК РФ»,— заявил „Ъ“ помощник областного прокурора. Вчера следствие по делу было завершено, а его материалы направлены на рассмотрение Ульяновского облсуда. Когда начнутся слушания по существу, не ясно: Абдулхалима Абдулкаримова вместе с подельником пока судят в Верховном суде Дагестана за теракт, совершенный в Каспийске.

ОЛЬГА ПАСТЕРНАЦКАЯ

«Коммерсантъ» в Самаре»

№214 от 16.11.2004, ВТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

***