Воскресная «Нью-Йорк таймс» публикует статью своего московского корреспондента Стивена Ли Майерса, посвященную тому, что он называет «мягким русским империализмом». Автор иллюстрирует это понятие следующим примером.

В разгар предвыборной кампании в Украине Владимир Путин ездил на три дня в Киев для того, чтобы «агитировать за кандидата, который обещал укрепить связи с Россией. Это кандидат пришел вторым после соперника, который призывает к более близким связям с Европой, а иными словами к большей независимости от своего огромного соседа. В пятницу, когда до второго тура оставалось меньше недели, Путин снова прибыл в Украину. На языке международной дипломатии это называется вмешательством во внутренние дела другой страны. Для Путина, однако, это все более типичное проявление того, что можно назвать мягким русским империализмом».

По словам Майера, «Путин не реставрирует Советский Союз», но «пытается создать его экономическое, социальное и военное факсимиле с центром, как прежде в Москве, во всех его бывших республиках, кроме трех», то есть стран Балтии, которые «безвозвратно разорвали старые цепи и теперь входят в НАТО и в Евросоюз». Похоже, во всех остальных местах его усилия приносят успех.

Как пишет корреспондент либеральной «Нью-Йорк таймс», в общем относящейся к Москве благожелательно, нет ничего удивительного в том, что Путин, как и любой другой лидер, считает, что он вправе печься об интересах своей страны в ее окрестностях, особенно сейчас, когда США, Евросоюз, Китай и другие «активно продвигают там свои собственные деловые и стратегические интересы».

«Но некоторые его акции и заявления, — замечает Майер, — воскресили прежние страхи перед длинной тенью России». Он приводит слова бывшего главы польской разведки, который заявил в октябре в сейме: «Мы имеем дело с реставрацией российской империи экономическими методами».

____________________________________________________________________

Если Майер говорит о «мягком империализме» Москвы, то Левон Севунц, чья статья напечатана в консервативной «Вашингтон таймс», употребляет термин «ползучий переворот», которым он характеризует последние реформы Путина, в том числе изменение территориально-административного деления России.

«По сути дела, — замечает автор, — он, очевидно, хочет превратить Россию в унитарное государство, в котором каждый губернатор и, возможно, даже мэры крупных городов будут назначаться Кремлем».

Кроме того, Севунц цитирует непоименованных советников Путина, которые говорят, что он собирается превратить Россию из президентской республики в парламентскую. И исполнительная, и законодательная власть в ней будут сосредоточены в руках премьер-министра, который будет оставаться на своем посту не два срока, как сейчас, а пока у его партия будет иметь большинство мест в парламенте.

Официально путинские реформы ставят себе целью усиление борьбы с террором, пишет автор, но никто из представителей президента «не смог объяснить россиянам, каким образом назначение губернаторов и мэров сверху поможет бороться с терроризмом». Севунц приводит слова участников «оживленных дебатов на страницах российских газет и интернет-изданий», которые обвиняют Путина в том, что он пользуется трагедией Беслана для того, чтобы «перекроить политическое устройство страны в угоду своей ненасытной жажде власти».

С другой стороны, автор «Вашингтон таймс» цитирует Питера Зайхана, старшего аналитика известной техасской исследовательской фирмы Stratfor, который считает, что Путин пытается как можно быстрее модернизировать Россию и подготовить ее к грядущим испытаниям наподобие Петра Первого и Екатерины Великой. «Вполне возможно, что автократия — это единственный способ это сделать», — замечает Зайхан.

Он, однако, оговаривается, что многие реформы Петра и Екатерины были опрокинуты их преемниками, и такая же судьба скорее всего ждет путинские нововведения. По словам Зайхана, следующий российский президент — или премьер-министр — будет иметь в руках такую власть, что сможет без особого труда отменить реформы Путина. «Меня тревожит не Путин, — говорит американский аналитик. — Меня тревожит то, что произойдет, когда его не будет».

Обзор подготовил Владимир Козловский,

Би-би-си, Нью-Йорк

14 ноября 2004 г., 19:53 GMT 22:53 MCK

Би-би-си

*