Канал ТВЦ всегда был «барометром» взаимоотношений Москвы и федералов. Во времена относительного политического нейтралитета между властями столичными и верховными ему жилось вполне спокойно. Как только между ними сгущались тучи, ТВЦ начинало «штормить».

В первый раз кризис грянул в 2000-м, когда канал чуть не лишили лицензии на вещание. Причиной «наезда» Минпечати на внезапно «проштрафившееся» СМИ была очевидна: его хозяину — мэру Москвы не могли простить президентские амбиции. Судьба ТВЦ стала одним из существенных аргументов в политическом споре кандидатов на высший административный пост.

В начале 2004-го — перед очередными президентскими выборами — в телевизионных кругах заговорили о том, что на ТВЦ «вот-вот» снимут президента Олега Попцова. В качестве «времени Ч» фигурировало семидесятилетие Олега Максимовича, известного не только своей лояльностью московскому градоначальнику, но и крайней смелостью критических высказываний в адрес федеральной власти. В качестве возможных преемников Попцова фигурировали вице-президент ТВЦ по информационному и общественно-политическому вещанию Вячеслав Мостовой и гендиректор канала «Культура» Александр Пономарев. Пономарев присматривал себе новый пост в связи с готовящейся реорганизацией «Культуры». Мостового лоббировал Сергей Цой. Поговаривали также о бывшем генпродюсере НТВ Александре Олейникове и: ведущем программы «Постскриптум» Алексее Пушкове. И если в пользу первого говорил достаточный опыт работы на ТВ, то в пользу второго — близкое знакомство с самыми влиятельными людьми кремлевской администрации.

Пока преемники не понадобились. После юбилея «неудобный» Попцов остался на посту. Но осенью разговоры о недовольстве центральной власти информационной политикой московского канала — а значит и его руководством — только усилились. После благополучной «зачистки» на НТВ «Намедни» и «Свободы слова» оппозиционный, а по мнению некоторых «идеологов», и «антипрезидентский» настрой общественно-политических программ ТВЦ стал особенно заметен.

В критике властей на ТВЦ отличилась «молодежь» из программы «25-й час». Первого сентября, в день захвата школы в Беслане, ведущий программы Илья Колосов едва ли не единственный на нашем ТВ задавался вопросом о местонахождении президента и отсутствии достоверных данных о числе заложников и бандитов. Еще более откровенно выражался Станислав Кучер. Говоря о некомпетентности силовиков, он позволил себе процитировать изречение Наполеона о «слабости армии львов под руководством овцы». Несколькими месяцами раньше «экстремалу» Кучеру, поднявшему рейтинг программы, прощали даже анекдоты в прямом эфире. После заявлений Путина об усилении вертикали власти возмутителя спокойствия сочли за благо убрать из программы. Вернется ли он в эфир, пока неизвестно. По официальной версии, Станислав работает над двумя новыми проектами, не связанными с общественно-политическим вещанием.

К концу сентября атмосфера вокруг ТВЦ раскалилась до предела. Все ждали отставки Попцова. Но плановый совет директоров, назначенный на 30 сентября для утверждения сетки нового сезона, превратился в показательную «порку» директора канала Павла Каспарова. Когда в бюджете ТВЦ обнаружился дефицит в 300 миллионов рублей, виновным почему-то оказался Павел Владимирович, не имевший на канале права финансовой подписи. Увольнение Каспарова и спешное упразднение его должности, ставшие абсолютной неожиданностью для присутствовавших, определенно вывели из-под удара президента ТВЦ, получившего от акционеров месяц на устранение недостатков финансового плана.

Эту поблажку многие восприняли как месячную отсрочку приговора. Но итоги следующего — ноябрьского — совета директоров разочаровали «доброжелателей» Попцова. По официальной версии, дефицит был ликвидирован путем закрытия низкорейтинговых программ. Призывы умерить федеральные амбиции и превратить ТВЦ в сити-канал, звучавшие от некоторых членов совета директоров, были отвергнуты как противоречащие требованиям лицензии на вещание. «По лицензии», — заявил Попцов, — «ТВЦ должно охватывать своим вещанием не менее 50 процентов территории России. Это норма закона. А все эти разговоры, что мы претендуем на самый главный канал, — кому-то нужны, чтобы возбудить негативное отношение против ТВЦ».

Официального приказа о закрытии нерентабельных программ на канале до сих пор нет. Как нет и не будет до середины января новой сетки вещания. Зато есть осторожные разговоры о непрофессионализме руководства и огромных долгах канала. Как бы там ни было, руководитель ТВЦ вновь получил «добро» хозяев. Теперь, при благоприятном стечении обстоятельств, нынешний президент ТВЦ может остаться на своей должности до июня 2005 года.

В июне у ТВЦ истечет срок действующей лицензии на вещание. Какой канал будет работать на «третьей кнопке» — большой вопрос. Метровая частота — слишком лакомый кусок в условиях нынешнего частотного дефицита, и на нее найдется немало желающих самой разной политической ориентации.

Судьбу Попцова на ТВЦ решает Лужков. Пока все нападки на Олега Максимовича вызывают бешенство у Юрия Михайловича, тоже изрядно натерпевшегося от информационных «террористов». И это не просто сочувствие. Они сработались — наверное, потому, что принадлежат к одному поколению и взошли на одной «закваске». Судьба ТВЦ зависит от того, сумеет ли Лужков в очередной раз договориться c федеральными властями. И речь уже не только о канале.

На ТВЦ покупатели найдутся. Хозяин АФК «Система» Владимир Евтушенков давно мечтает о создании мощного медийного холдинга, который только украсил бы метровый медиаресурс. Сергею Пугачеву — хозяину Межпромбанка и «3-го канала» не грех подумать о расширении своих медийных притязаний с 4 часов вещания «трешки» до 20 часов вещания ТВЦ. А там, глядишь, подтянутся и другие желающие, предпочитающие держаться в тени до поры до времени.

Пока на ТВЦ празднуют победу. Менять ориентацию там не собираются. Оппозиционность — не самый худший способ поднять рейтинги за отсутствием денег.

Алина РЕБЕЛЬ

«Русский курьер»

№ 414 15.11.2004

"Русский курьер"

*