В выяснении отношений между двумя претендентами на абхазский престол крайними — как в простой уличной драке — оказались самые непричастные. Роль «случайных прохожих» исполняют сотни военнослужащих и членов их семей, отдыхающих сегодня в санатории Московского военного округа, что расположен в Сухуми. «РК» уже сообщал, что именно территорию этого санатория своей штаб-квартирой сделал и премер-министр непризнанного государства Нодар Хашба.

Но если тогда мы сравнили санаторий со Смольным, то сегодня впору назвать его Зимним дворцом, где от гнева собственного народа укрылось правительство. Впрочем, не будем говорить о всем кабинете министров, но то, что его глава — экс-директор одного из департаментов российского МЧС — находится в санатории, известно точно. Именно в санаторий Нодар Хашба приехал, спасаясь от бушевавшего у Дома правительства республики митинга в минувшую пятницу.

«Зимний» охраняют миротворцы

Как утверждают источники «РК», весь личный состав Штаба Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта, расположенный в одном из корпусов этого же санатория, был немедленно поднят по тревоге. С тех пор санаторий охраняется усиленными патрулями, а отдыхающим рекомендовано не покидать его территорию и поменьше находиться на открытом пространстве.

Усиление мер охраны признали в штабе КСПМ, заявив, что вынуждены были для этого «взять два бронетранспортера» с зоны безопасности, где собственно и расположены миротворческие силы. Впрочем, «усиление» не ограничилось двумя бронетранспортерами. Вчера начальник абхазского управления МГБ Грузии Леван Кикнадзе сообщил, что «передислокация опрделенного контингента миротоворческих сил из Гальского района в Сухуми началась минувшей ночью». По некоторам данным, в ходе переброски миротворцев «ряд постоянных постов «голубых касок» опустел». Военнослужащие КСПМ, считают наши источники, направлены контролировать дороги и проходы по периметру абхазской столицы.

В Штабе КСПМ подобную информацию опровергают. «Все наши 12 постов в южной зоне безопасности — Зугдидский и Гальский районы — несут службу в обычном режиме», — заявил представитель штаба подполковник Евгений Моренко.

Впрочем, подобных заявлений стоило ожидать: передислокация миротворцев в район Сухуми, а тем более блокирование абхазской столицы — явное нарушение мандата Миротворческих сил. Однако, переброска части сил в штаб КСПМ, который располагается на территории санатории МВО — данному мандату не противоречит.

В любой ситуации, российские военнослужащие, как действующие, так и отдыхающие, вновь оказались в роли разнимающих, которым, как известно, больше всего и достается.

Первая кровь

Между тем в самом Сухуми, после резкого обострения ситуации в минувшую пятницу, временное затишье. Именно временное, подчеркивают наши сухумские источники. Все ожидают резкого обострения во вторник, когда назначены похороны погибшей в пятницу известной общественной деятельницы республики Тамары Шакрыл.

78-летнюю сотрудницу Абхазского института гуманитарных исследований в республике называли «бабушкой абхазской революции». Женщина пользовалась признанным авторитетом среди абхазской интеллигенции, считалась одним из советников действующего президента Владислава Ардзинбы и потому принимала активное участие в работе предвыборного штаба его объявленного преемника Рауля Хаджинбы.

В том, что смерть женщины наступила от пулевого ранения, сегодня известно всем, но пока так и не удалось выяснить была ли эта смерть случайной или преднамеренной. Источники «РК» в проправительственных структурах республики утверждают, что Тамара Шакрыл была убита целенаправленно выстрелом в упор. В штабе Сергея Багапша убеждены, что смерть наступила от срикошетившей пули. И виноваты в случившемся сотрудники охраны, которые выстрелами в воздух пытались остановить толпу сторонников лидера оппозиции, прорывавшихся в Дом правительства и здание Администрации президента.

Тамара Шакрыл пыталась остановить возбужденных людей… Если будет признано, что выстрел произведен в упор, то первая кровь падет на сторонников Багапша. Если признают смерть случайной, то оппозиция будет не при чем… Пока главенствует вторая версия.

Собравшиеся на сход представители фамилии Шакрыл, весьма распространенной и авторитетной в Абхазии, возложили ответственность за происшедшее на премьер-министра Хашбу. Они считают, что именно по приказу премьера охрана открыла огонь. Сход фамилии Шакрыл предложил главе кабинету министров немедленно покинуть территорию республики, грозя кровной местью.

Причастность проправительственных структур к происшедшему косвенно подтверждает и вчерашний инцидент в центре Сухуми. Когда в здании горотдела милиции допрашивали одного из сотрудников охраны Дома правительства, в помещение ворвалась группа вооруженных сторонников Рауля Хаджимбы, забрала свидетеля и скрылась в неизвестном направлении. Как утверждают милиционеры, допрашиваемый в рамках возбужденного прокуратурой уголовного дела по факту убийства Тамары Шакрыл мог точно сказать, кто дал команду открыть огонь.

События конца минувшей недели окончательно запутали ситуация в Абхазии. «После того, как пролилась кровь, всем стало ясно, что переговорами проблему не решить», — заявил «РК» на правах анонимности один из авторитетных абхазских политиков.

Как и следовало ожидать, оба кандидата на кресло абхазского президента вину за происшедшее возложили друг на друга. Действующий же президент Владислав Ардзинба определил происшедшее, как попытку насильственного захвата власти сторонниками Сергея Багапша. Логика подсказывает, что после подобных заявлений, следует указ о введении режима чрезвычайного положения. В Абхазии это сделать просто, т.к. по действующему законодательству подобный указ не требует подтверждения парламента.

Однако, даже если он появится, его, вероятно, ждет судьба указа о повторных выборах.

«Исполнять указ о ЧП некому»

Напомним, в конце октября Владислав Ардзинба своим указом поручил Центризбиркому республики назначить повторный выборы президента. Но ЦИК до сих пор никаких решений не принимает. Официальная причина, сообщили «РК» в постпредстве республики в Москве — отсутствие кворума в ЦИК (для принятия решения ЦИК необходимо две трети голосов, но собрать 10 человек не удается. — Прим. авт.)

Аналогичная судьба ждет и возможный указ президента о введении режима чрезвычайного положения.

— Прокуратура и МВД раскололись в своих симпатиях практически пополам, но всеже с некоторым перевесом за Багапша. Верховный суд в большинстве своем за Багапша. Минобороны сохраняет нейтралитет, больше склоняясь в сторону Хаджимбы, который и возглавлял его до назначения премьер-министром. но военкоматы на стороне Багапша. А поскольку абхазская армия построена по принципу швейцарской — все запасники имеют дома оружие и необходимое снаряжение — то роль военкоматов, курирующих «армию запаса» здесь значительно больше, чем простых статистиков. К тому же, численность запасников в несколько раз превышает число солдат-срочников. В общем, исполнять указ президента будет некому, — подвел итог наш сухумский источник.

Источник, отметим, проправительственный.

Расколотым в Абхазии оказалось даже информационное поле. Сторонники Багапша контролируют Сухумский телецентр, что дает им возможность вещать на Сухуми и его окрестности. Хаджимба контролирует телевизионные вышки в Пицунде, Гудауте и Ткварчели, с соответствующей зоной вещания. Вещание «чужих» передач на своей «медиа-территории» не допускается.

В общем, двоевластие и в умах, и в сердцах. Большого кровопролития избежать уже трудно.

Виталий СТРУГОВЕЦ

«Русский курьер»

№ 414 15.11.2004

"Русский курьер"

*