Российский национальный оркестр ищет деньги для того, чтобы сделать более масштабным и так весьма популярный концертный тур на теплоходе по Волге. Музыканты хотят выступать чаще и расширить географию своих концертов.

Оркестр дарит классическую музыку жителям отдаленных от больших городов поселений, где не так просто попасть на культурное мероприятие.

«Этот тур по Волге может стать крупным событием в области коммуникации и культуры», — заявил в интервью Би-би-си директор оркестра Сергей Марков.

«Мы бы могли в каждом городе оставаться дольше. Мы бы могли представить молодому поколению больше концертов… Я думаю это может стать очень важным», — сказал он.

«Но никто не дает деньги — вот в чем проблема. Люди, которые дают деньги, не заинтересованы в нас. Их интересуют футбольные клубы», — добавил Марков.

Недовольство и опасения

Российский национальный оркестр был основан в 1990 году, после падения коммунизма, и начал плавать по самой длинной реке Европы в 1996 году.

Теперь тур начинается в Самаре и заканчивается в Нижнем Новгороде. Дирижирует оркестром Михаил Плетнев, который утверждает, что «играет только ту музыку, в которую верит».

Все шесть туров, проведенных оркестром, как правило, собирали аншлаги в концертных залах по России.

Однако, как утверждают представители оркестра, доходы от продажи билетов не окупают затрат, поскольку публика привыкла к невысоким ценам, и именно их и ждет Это наследие советской эпохи, когда искусство финансировалось правительством.

Вначале туры по Волге осуществлялись полностью на западные деньги. В 2004 году деньги поступили от одного из российских операторов мобильной связи.

Люди в российских регионах с нетерпением ждут новых начинаний оркестра.

Однако премьер-министр Чувашии Сергей Гапликов утверждает, что если в оркестре не будет улучшений, публика будет недовольна.

«Нам очень нравятся концерты, но нам не очень нравится тот факт, что оркестр приезжает и снова уезжает», — говорит он.

«Мы многое хотим показать музыкантам Российского национального оркестра, и мы хотим услышать их мнения о том, как строить учреждения культуры и искусства и о том, как воспитать способность ценить музыку», — сказал чиновник.

Идея туров по Волге родилась после того, как в начале 1990-х годов государственное финансирование региональных оркестров почти иссякло. В результате лучшие музыканты уходили из своих коллективов и уезжали работать либо за границу, либо в более успешные оркестры Москвы и Санкт-Петербурга.

Это лишило публику оркестров в небольших российских городах, а особым ценителям ничего не оставалось делать, кроме как ездить на концерты в крупные административные центры.

Надежда на молодежь

«Реакция публики показывает, что они изголодались по музыке», — считает Марков.

«Исторически, все эти города в советские времена имели свои оркестры, филармонии и оперные залы», — продолжает руководитель оркестра.

«Власти не хотели, чтобы люди слишком много ездили, и поэтому люди утоляли свои потребности и интересы в области культуры на местном уровне. Это порождало и поддерживало очень хорошую и современную публику», — вспоминает Марков.

«Когда наш оркестр куда-то приезжает, ответная реакция неописуема, люди действительно полны энтузиазма. Для наших музыкантов очень важно видеть, как их работа воспринимается такой публикой!.

23-летний гобоист Андрей Рубцов рассказал в интервью Би-би-си, что уходить из оркестра не собирается — и подчеркнул важность туров по Волге.

«Установление этой традиции, как мне кажется, очень важно для городов, и очень важно, что нас снова приглашают», — сказал он.

«Они знают, чего от нас ожидать. Мне вся эта идея представляется очень интересной и очень важной», — добавил молодой музыкант.

Два собственных произведения — «Настроения» — Рубцов играл и с духовым квинтетом оркестра на туре по Волге.

«Мне очень приятно, что люди в разных городах России слушают мои собственные произведения», — сказал он.

«Слушатели должны знать, что в России есть музыканты, которые действительно хотят писать музыку», — добавил Марков.

Концерты тура по Волге также отличаются тем, что на них приходят много людей разного возраста, в том числе и много молодежи.

Сергей Марков верит, что это хороший знак.

«Молодых людей сюда никто не загоняет. В наше время это невозможно, — говорит он. — Они приходят к нам, потому что им интересно».

11 ноября 2004 г., 15:07 GMT 18:07 MCK

Би-би-си

*