Абрамович против "Аэрофлота"
Абрамович против «Аэрофлота»
Авиакомпания «КрасЭйр», а точнее создаваемый ей альянс авиаперевозчиков, обещает в 2005 году по объему пассажиропотока догнать «Аэрофлот». Как заявил во вторник гендиректор компании Борис Абрамович, в альянс войдут 5-6 перевозчиков, которые претендуют в общей сложности на 5 и более млн пассажиров.
2003 год «Омскавиа» закончила с убытками в 6 млн руб, а выручка упала до 215 млн руб (с 295 млн руб в 2002 году). Кредиторская задолженность увеличивается. Авиакомпания должна «Омскпромстройбанку» 275 млн руб. В мае 2004 года 70% акций предприятия купил и возглавил владелец омской туристической фирмы «Летур» Леван Турманидзе.
Красноярская авиакомпания «Сибавиатранс» в куда лучшем положении. В 2003 году доходы составили 628,8 млн. руб. (рост 8,7%), чистая прибыль компании — 200 тыс руб. В октябре 2004 года глава компании Максим Четвериков перешел на работу в «Омскавиа» на должность заместителя гендиректора. По неофициальным данным, «Сибавиатранс» принадлежит гендиректору «КрасЭйр» Борису Абрамовичу и членам его семьи.
Пока участником альянса стали только «Домодедовские авиалинии», 49,6% акций которых в этом году купила «КрасЭйр», и сам красноярский авиаперевозчик. В середине октября о готовности присоединиться к ним объявили два региональных перевозчика — «Омскавиа» и «Сибавиатранс» (Красноярск).
Впрочем, эти сибирские авиакомпании не добавляют особого веса «КрасЭйр» — в отличие от «Домодедовских авиалиний», которые перевезли 700 тыс. пассажиров в 2003 году. Пассажиропоток региональных компаний в том же 2003 году составил 106,5 тыс. и 187,2 тыс. человек соответственно. Вряд ли в этом году показатели «Омскавиа» и «Сибавиатранса» существенно изменятся, поэтому по результатам 2004 года четыре участника альянса перевезут в общей сложности около 2,5 млн.
Вступление в альянс предполагает совмещение маршрутных сеток и парков воздушных судов его участников. Предполагается, что это позволит расширить географию полетов и более эффективно использовать авиапарк. Не исключено, что со временем все участники альянса будут работать под единым брэндом, который уже разрабатывается.
Кто еще вступит в альянс и приведет Борису Абрамовичу недостающих 2,5 млн пассажиров, позволяющих догнать и перегнать «Аэрофлот», не известно. Начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова считает, что достичь этих показателей в указанные сроки практически невозможно.
«К 2008 году, не раньше, и то при оптимистическом стечении обстоятельств. Если авиакомпании удастся заинтересовать в своем альянсе крупного инвестора», — так она оценивает заявленную альянсом 5-миллионную планку.
Сам гендиректор «КрасЭйр» говорит только, что ведет переговоры с несколькими потенциальными участниками альянса, а когда переговорный процесс завершится, обещает обязательно сообщить об этом журналистам.
На рынке не исключают, что сотрудничество с «КрасЭйр» может быть интересно региональным авиалиниям, например компаниям «Самара» и «Уральские авиалинии».
Авиакомпания «Самара» — основной перевозчик Приволжского ФО, эксплуатирует 28 самолетов, в том числе 8 Ту-154. В 2003 году она перевезла почти 500 тыс. человек. В первом полугодии 2004 года чистый убыток «Самары» составил 101,9 млн руб. против 97,4 млн руб. за аналогичный период прошлого года. Выручка авиакомпании выросла с 590,8 млн руб. до 740,4 млн руб. Кредиторская задолженность компании увеличилась с 321,1 млн до 442,5 млн руб. Примерно 40% акций «Самары» принадлежит топ-менеджерам компании, еще 46,5% — государству.
«Многие небольшие региональные компании не выдерживают конкуренции с более крупными перевозчиками. У них нет возможности повышать качество обслуживания, обновлять парк, расширять маршрутную сеть, — говорит Одинцова. — К тому же недавно владельцы «Самары» предлагали выкупить их долю сразу двум крупным авиакомпаниям — «ЮТэйр» и «КрасЭйр».
Но поскольку 46,5% акций «Самары» принадлежат государству, а в графике на 2005 год приватизации госпакета не значится, вряд ли кто-то из перевозчиков согласится выкупить частный пакет «Самары», который на рынке оценивают примерно в $8-9 млн.
В этом смысле приглашение поволжского перевозчика в альянс было бы выгодно «КрасЭйр». Не покупая «Самару», можно выстроить с ней совместный бизнес. С другой стороны, этот шаг позволит красноярцам стать основным претендентом на госпакет «Самары».
«В любом случае для удачной работы в альянсе «КрасЭйр» не просто нужно привлечь небольших перевозчиков, а провести масштабную реорганизацию своего бизнеса и дорогостоящее обновление авиапарка.
«Аэрофлот», на который равняются красноярцы, может себе позволить 5 млн пассажиров, потому что его парк, состоящий преимущественно из крупных машин, может справиться с таким объемом работы. Но «Аэрофлот» — крупнейший полугосударственнй российский перевозчик, пользующийся своими лоббистскими возможностями и привелегиями. И остальным до него далеко.
*