Автозаводский районный суд Тольятти признал виновным в мошенничестве и подделке документов Владислава Сидоренко, который до 1999 года возглавлял управление внешних рынков ОАО «АвтоВАЗ». Речь шла о хищении девяти машин.

Дело Владислава Сидоренко появилось на свет в результате массовых проверок деятельности завода, проводившихся правоохранительными органами в 1998-1999 годах в рамках операции «Циклон». Тогда Генпрокуратуру и МВД заинтересовали, в частности, реэкспортные поставки автозавода. Сидоренко обвинили в том, что будучи главой всей экспортной службы завода он, подделав документы, похитил девять автомобилей, предназначенных для поставки в Катар. По версии следствия, Сидоренко, вступив в сговор с сотрудником управления Виктором Антиповым и директором ЗАО «Петрол» Владимиром Морозовым, изготовил фиктивную доверенность, предоставляющую право передачи Антипову «катарских» автомобилей. 21 апреля 1997 года Антипов вывез с территории завода 9 машин ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099. Загнав их на площадку ЗАО «Петрол», Сидоренко, Антипов и Морозов реализовали похищенные машины, а деньгами, как утверждали представители прокуратуры, «распорядились по собственному усмотрению».

У обвиняемых своя точка зрения на случившееся. Все они как на процессе, так и на следствии заявляли о своей невиновности. Так, Владислав Сидоренко заявил ГАЗЕТЕ, что в правоохранительных органах просто не разобрались в ситуации.

«Машины предназначались для московского представительства катарской компании «Маннай корпорейшн», — объяснил менеджер. — Я организовал поставку, но тут компания закрыла представительство и автомобили стали не нужны. В результате машины были направлены в адрес ЗАО «Петрол». Фирма реализовала их и перечислила вырученные средства на счет «Маннай корпорейшн». Когда прокуратура возбудила уголовное дело по этому факту, я нашел бывшего начальника московского представительства арабской компании Валида Хафара. Сейчас он уволился из «Маннай корпорейшн» и проживает в Сирии. Хафар письменно подтвердил, что московское представительство действительно заказывало автомобили, но потом отказалось от этого заказа. В 1993 году он вернул всю сумму «АвтоВАЗу».

Однако следователь Генпрокуратуры Дмитрий Полищук, который направлял дело в суд, отнесся к этой версии скептически».

«Я несколько раз направлял в адрес «Маннай корпорейшн» запрос об этом заказе, и всякий раз мне отвечали, что московское представительство компании не заказывало в 1997 году никаких автомобилей. А возврат денег, как я считаю, организовал сам Сидоренко, чтобы уйти от ответственности».

Автозаводский районный суд Тольятти приговорил Владислава Сидоренко к трем годам лишения свободы за мошенничество и к одному году шести месяцам за подделку документов. Однако обвинение в подделке документов было снято по истечении срока давности, а в мошенничестве — по амнистии. Антипов и Морозов также были освобождены от ответственности по истечении срока давности.

Это первое уголовное дело о реэкспортных операциях на «АвтоВАЗе», закончившееся обвинительным приговором суда. Напомним, что еще один экс-руководитель экспортной службы Волжского автозавода — Олег Абрамов находится в розыске Интерпола по подозрению в хищении около полутора тысяч автомобилей, предназначенных для поставок на внешний и внутренний рынок. Из них 666 были заказаны все той же фирмой «Маннай корпорейшн». Как заявил Дмитрий Полищук, были подозрения, что Сидоренко участвовал в хищении гораздо большего количества автомобилей, но доказать удалось только эпизод с девятью.

Кстати, в настоящее время Сидоренко по-прежнему работает на ВАЗе в должности заместителя директора центра декларирования и занимается проблемами возврата валютной выручки. Обжаловать приговор он не хочет, хотя и не согласен с решением суда.

«Я столько лет провел под следствием, что мне надоело доказывать свою невиновность, — заявил Сидоренко. — Скажется ли обвинительный приговор на моем должностном положении? Я об этом даже не задумываюсь. Мне полтора года до пенсии».

10.11.2004

Павел Каледин

«ГАЗЕТА»

"ГАЗЕТА"

*