Социализм закончился голодовкой. С нее же начались реформы. Сперва в виде свободы торговли. Потребность в еде была тогда большой. А объем съедобного товара — совсем маленьким. Образовалась брешь. Огромных размеров. Но бизнес пустот не терпит. Заполняет. Успел — прошел в дамки. Опоздал — остался ни с чем.

Отечественный пищепром этого еще не понимал. Поскольку оставался государственным. Реагировал вяло. Чего-то ждал. То ли команд. То ли поставок по линии Госснаба…

А за рубежом разобрались быстро. И в Россию двинулась лавина заморского питания. Чего там только не было. Поток нес продукты низкого качества. Порой — просто всякую дрянь. Но мы сметали все. Любые банки. Не говоря уже о бутылках. Лишь бы висели бирки. С заветным словом «made in».

Со временем народ наелся. Осмотрелся. Стал разборчивее. Но все равно хватал заграничное. А наши производители продолжали пятиться. Причитать. Насчет засилья иностранцев. Жаловаться. Что, мол, государство плохо защищает. Выпрашивать заградительные импортные пошлины. Деньги. Льготы.

Такое длилось довольно долго. Почти пять лет. Докатились до того, что ввоз продовольствия в восемь раз превысил вывоз. Отдали на сторону около 60% внутреннего рынка.

Губил, правда, не только импорт. Безнадежно пропадало село. И тащило за собой пищевую отрасль, оставляя ее без сырья. К 1997 году от выпуска 1990 года осталось меньше половины. И никакого просвета.

Потом грянул дефолт. Несчастье, конечно. Но кризис проломил валютный коридор. Рубль рухнул. Импорт резко подорожал. Утратил былую конкурентоспособность.

Российский бизнес опомнился. Перестал канючить. Смекнул: вот он, шанс. Второго не будет. Поверил в себя. Прорвал окружение импортеров. Перешел в атаку. И довольно успешную.

В результате нажился. Заработанное вложил. Вдумчиво. Выкупил предприятия у государства. Реструктурировал. В виде холдингов. Выстроил розничные сети. В итоге — отвоевал значительную часть рынка.

Отрасль устойчиво растет. В нее пошли инвестиции. Да какие! Порядка 2 млрд. долларов в год. Твердое второе место после ТЭКа. Неудивительно. Срок окупаемости — 1-2 года. А емкость рынка — не менее 50 млрд. долларов. Есть за что бороться.

Пищевики сейчас в лидерах. По темпам роста. Эффективности. Пекутся о качестве. Приучили граждан: лучше есть свое, чем чужое.

Что, кстати, манит зарубежных инвесторов. Те поняли: продавать в России проще, если там же и выпускать. Более того. Идут в ногу со временем. Маскируют продукцию. Наклеивая русские этикетки. Ведь иначе не купят.

Так бы и дальше. Но не все зависит от частников. Нужна поддержка государства. При понимании, что конкуренция остается очень острой. Зарубежные компании намного сильнее. По производительности, финансам и т.д. Мало того. Товар поставляют не простой. Субсидированный. За ним — вся мощь США и Европы. Не сравнимая с нашей.

Замечу: время грубых приемов прошло. Безвозвратно. Взять, скажем, импортные пошлины. Ими уже не прикроешь. Ни сыр, ни шоколадку. Поскольку имеем обязательства. Перед партнерами по ВТО.

Другое дело — нетарифные барьеры. Здесь возможности пошире. И они используются. Вызывая жалобы импортеров: у вас, дескать, слишком высокие стандарты качества. Контролеры просто зверствуют. Придираются. Не пропускают в Россию.

А, по-моему, правильно делают. Заботятся о здоровье сограждан. Святое чувство. Не стоит его сдерживать.

Еще поаккуратнее бы с валютным курсом. Рынок весьма чувствительный. Чем крепче рубль, тем круче перекройка. В пользу импорта.

Что беспокоит? Отрасль стареет. Неумолимо. И быстро. На ряде предприятий износ фондов достигает 70%. 40% оборудования — работающий металлолом.

То же происходит в легпроме. Да и вообще везде. Модернизация промышленности — вот вызов времени. Думаю, что из числа приоритетных. Не менее важный, чем удвоение ВВП или снижение инфляции. Не ответим — провалимся. Сдадим рынки иностранцам…

Недавно видел плакат: «Покупайте российское!» Да не надо это. Старомодно. Сами знаем, что родная еда вкуснее. Возьмем. Без понуканий. Только цены не трогайте. Тогда наш спрос станет вашим доходом. Забирайте. Не жалко.

10.11.2004 09:18

Фин. Известия

Фин. Известия

***