Любой мальчишка в Самаре, проезжая мимо знакомого всем памятника – самолета-штурмовика ИЛ-2, скажет с гордостью: «Это в нашем городе строили эти самолеты!». Самаре-Куйбышеву есть чем гордиться, вспоминая славные страницы своей истории покорения неба. 10 ноября тихо и незаметно прошла одна дата, которую официальные историки ни подтвердят, ни опровергнут.

Известно, что многие исторические события происходили случайно или неожиданно. Есть все основания утверждать, что именно этот день является годовщиной «первого полёта» Ил-2 над Самарой, точнее Безымянкой. Об этом рассказал наш обозреватель Сергей Андреев.

Якобы Виктор Яковлевич Литвинов (в 1941 г. – Главный инженер эвакуированного в Куйбышев производства самолетов) попросил «пожужжать», дабы поднять дух тех, кто собирал самолёты. В ту пору ЛИСа ещё не было, самолёты собирали, а потом в разобранном виде отправляли в Москву, где на территории 1-го завода вновь собирали и облётывали.

В ноябре ещё не было, строго говоря, собственно самарских Илов – самолеты собирали из вывезенных частей. Первый Ил-2, сделанный целиком в Куйбышеве, полетел, скорее всего, где-то к марту 42го.

Пара самолетов Ил-2, которые сопровождали в эвакуацию эшелоны харьковского завода до Куйбышева, стояли в Смышляевке — там аэродромчик уже был. Они и полетали, «пожжужали» 10-го ноября 1941-го.

*