В стоках тольяттинского завода «Фосфор» концентрация фосфатов превышает предельно допустимую норму в 30 (!) раз. Таковы данные исследований, проведенных городской инспекцией по охране окружающей среды.

Производство на этом уникальном предприятии, чуть ли не единственном в стране выпускавшем так называемый желтый фосфор, было остановлено еще два года назад. И завод перешел в стадию вялотекущего банкротства. Многочисленные попытки вывести предприятие из кризиса ни к чему не привели, и тогда начался процесс его полной ликвидации. Ситуация сложилась хотя и печальная, но вполне обычная для наших дней. Если бы не одно «но».

«Фосфор» по роду своей деятельности относится к особо опасным химическим производствам. После его остановки на территории предприятия остались непереработанными 68 тонн хлора, 20 тонн желтого фосфора и 210 тонн отходов, содержащих фосфор. И уже тогда экологи забили тревогу. В зимнее время соединения фосфора из-за низкой температуры ведут себя спокойно, но стоит столбику термометра чуть подняться, как они начинают самопроизвольно тлеть, а потом и гореть, создавая в округе не только пожаро-, но и взрывоопасную ситуацию.

Тогдашнее руководство предприятия не имело средств ни для переработки этих отходов, ни даже для того, чтобы установить водяную завесу хранилищ хлора. Водоснабжение завода было прекращено за огромные долги. Создавалась угроза самой настоящей экологической катастрофы, поэтому и областному, и городскому бюджетам пришлось срочно раскошелиться почти на два миллиона рублей для вывоза опасных веществ за пределы города и направления их на переработку. Тогда угрозу экологической катастрофы удалось частично предотвратить.

Но с началом нынешней осени экологическая ситуация на предприятии вновь обострилась. Конкурсный управляющий «Фосфора», отчаявшись продать целиком оборудование двух производственно-технических комплексов, принял решение реализовать его в качестве металлолома, стремясь побыстрее рассчитаться с долгами. И на предприятии начался демонтаж, а попросту – распиливание оборудования. Первые же попытки привели к тому, что, как свидетельствуют очевидцы, из технологического трубопровода и различных емкостей на землю посыпался фосфорный шлам, разлились остатки других химических продуктов. В результате земля в отдельных местах начала даже пузыриться.

На предприятие срочно прибыла межведомственная комиссия, созданная из представителей природоохранной прокуратуры, ГО и ЧС, технического и пожарного надзора. Она и зафиксировала грубейшие нарушения Закона РФ «О промышленной безопасности». Дело дошло до того, что во время очередного этапа «расчленения» заводского оборудования, находящегося на эстакадах, на расположенные ниже высоковольтные кабели, по которым идет ток мощностью в шесть киловольт, была сброшена тяжеленная труба, которая повисла на них, лишь чудом не оборвав.

По словам начальника Госгортехнадзора Светланы Андреевой, у членов комиссии создалось впечатление, что руководство предприятия понятия не имеет о существовании закона о промышленной безопасности. Настолько грубо нарушаются его нормы и положения. А вот Александр Гаврильченко, отвечающий на предприятии именно за промышленную безопасность, с ней не согласен и утверждает, что хотя и есть отдельные незначительные недочеты, но в целом закон этот на предприятии блюдут. А поскольку на промплощадке существуют еще около двух десятков юридических лиц, которые самостоятельно могут вести те или иные работы, за их действия и последствия этих действий предприятие не может нести никакой ответственности.

Ведущий специалист тольяттинского управления по делам ГО и ЧС Виктор Кривуля хотя и считает, что угроза грядущей экологической катастрофы сильно преувеличена, тем не менее признает, что руководство «Фосфора» «своими неумелыми действиями создает предпосылки к возникновению чрезвычайной ситуации».

В результате межведомственная комиссия пришла к выводу, что «Фосфор» должен прекратить все работы, связанные с резкой оборудования, а руководитель предприятия обязан заплатить штраф в размере одной тысячи рублей. Увы, именно такая смехотворная сумма установлена законом. К счастью, в ситуацию вмешались более серьезные структуры: представители прокуратуры, управления ФСБ и ОБЭП. После их работы прокурор Самарской области поручил прокурору Центрального района Тольятти в срочном порядке разобраться с ситуацией на «Фосфоре» и при необходимости даже возбудить уголовное дело в отношении его руководства.

Вот уже два года Тольятти живет в напряжении. Случись какая-то катастрофа на «Фосфоре», и тогда может возникнуть экстренная необходимость срочной эвакуации из прилегающей зоны десятков тысяч жителей. Но во время недавней истерии, случившейся здесь, как и во всем Поволжье, после слухов об аварии, якобы произошедшей на Балаковской АЭС, стало ясно, что у города нет для этого ни средств, ни необходимых сил. Это в те дни признали и сами специалисты МЧС, которые и должны проводить такие мероприятия.

А потому выход из всей этой ситуации видится только один: все работы по ликвидации «Фосфора» должны вестись под ежедневным наблюдением представителей всех контролирующих организаций. Межведомственная комиссия должна работать здесь постоянно, а не приезжать на завод только для «разбора полетов». Хлопотно? Конечно. Дорого? Естественно. Но это менее хлопотно и куда дешевле, чем потом бороться с последствиями техногенной катастрофы.

Валерий Кузнецов, Тольятти

Дата публикации 10 ноября 2004 г.

Российская газета (Средняя Волга), N3625 от 10 ноября 2004 г.

«Российская газета»

*