"Мы помним ту войну". Старейшина российского авиапрома
12 ноября самарский завод «Прогресс» отмечает день своего рождения. 110 лет назад русский предприниматель Ю.А.Меллер открыл в Москве слесарно-механическую фабрику для выпуска входивших тогда в моду велосипедов. Вплоть до 1926 года это предприятие было почти единственным в стране производителем двухколесных педальных машин. Однако профиль основной продукции завода много раз менялся, менялись и его названия. Акционерная фабрика «Дукс», Русский автомобильный завод «Дукс», Русский авиационный завод «Дукс», Государственный авиационный завод номер 1 — таковы вехи славной истории самарского завода «Прогресс».
Ю.А.Меллер был энтузиастом выпуска новой техники. В 1901 году он испытал американский паровой автомобиль «Стенли», а потом начал его производство под названием «Автомобиль Дукс». В июле 1909 года на заводе был построен первый русский управляемый дирижабль «Кречет», а вслед за ним дирижабль «Дукс» собственной конструкции. Оба аппарата были приняты на вооружение армии. В тот же год для армии были построены три аэроплана.
В разное время «Дукс» выпускал «Фарманы», «Ньюпоры», «Мораны» и другие самолеты иностранных конструкций. Талантливые заводские специалисты вносили в них свои усовершенствования, поэтому дуксовские самолеты по многим параметрам превосходили зарубежные аналоги. На этих машинах летали первые русские авиаторы: испытатель самолетов С.И.Уточкин, первый исполнитель «мертвой петли» П.Н.Нестеров, дедушка русской авиации Б.И.Россинский, «воздушный акробат» К.К.Арцеулов и многие другие. В дореволюционные годы «Дукс» выпускал в год до 500 самолетов и до семи тысяч велосипедов.
30 декабря 1918 года постановлением ВСНХ завод был национализирован и переименован в Государственный авиационный завод номер 1. В конце тридцатых годов предприятие было оснащено новейшей техникой и инструментом, закупленными в США. Были созданы условия для перехода на металлическое самолетостроение. За массовый выпуск истребителей И-153 «Чайка» в марте 1939 года многие работники завода были награждены орденами и медалями СССР. В предвоенном 1940 году на заводе было построено: 81 бомбардировщик ББ-22, 100 истребителей МиГ-1, 25 истребителей МиГ-3.
В самые трудные дни Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года завод номер 1 был эвакуирован в Куйбышев. Здесь продолжился выпуск боевых машин. За годы войны предприятие выпустило 3122 истребителя МиГ-3 и 12836 штурмовиков ИЛ-2. В послевоенные годы завод производил реактивные истребители, стратегические бомбардировщики Ту-16.
2 января 1958 года правительство приняло постановление об организации на заводе в Куйбышеве производства межконтинентальных баллистических ракет. 17 февраля 1959 года первая из них успешно стартовала с космодрома Байконур. 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» совершил первый полет вокруг Земли Юрий Гагарин. Первые две ступени этого корабля были изготовлены на заводе «Прогресс», так стал называться авиазавод номер 1 Позже на «Прогрессе» началось серийное производство ракет-носителей «Союз», ставших основным средством доставки на орбиты пилотируемых и грузовых космических кораблей.
В настоящее время Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», в который входит бывший «Дукс», разрабатывает новую ракету-носитель среднего класса «Союз-2» с расширенными эксплуатационными возможностями. Три дня назад она успешно стартовала с космодрома «Плесецк».
Поздравляя коллектив завода со славным юбилеем, а ЦСКБ – с 45-летием, мы желаем им новых успешных стартов на благо процветания отечественной космической промышленности.
Редакция Интернет-газеты «Самара сегодня»
*