Чем короче световой день, тем больше грабительских набегов на автомобили. Ибо темнота — друг не только молодежи, но и взломщиков, перед сноровкой которых бессильно большинство мировых автопроизводителей.

«Меньше знаешь, крепче спишь» — такая мрачноватая реакция возникла у автомобилистов нашей редакции, когда я притащил им статью об угонах. «Плохих вестников раньше убивали», — вспомнил как нельзя кстати один наш редактор — владелец Daewoo Nexia, которая, согласно приведенным ниже исследованиям, беззащитна перед взломом, аки трепетная лань. Но деваться было некуда. И я раскрыл все свои карты.

Дело было в следующем. Британский журнал для потребителей Which? провел фундаментальное исследование того, насколько современные автомобили защищены от посягательств. В результате выяснилось, что салоны, багажники и капоты даже самых новых моделей по-прежнему легкодоступны для воров. Несмотря на все противоугонные системы.

Как угонишь, так и поедешь

Ежегодно в одной только Британии происходит более 1,5 млн. угонов и краж из автомобилей, что составляет почти 20% от всех совершаемых в стране преступлений. В России же, по данным МВД, в первом полугодии 2004 года было похищено 7492 авто.

Угоняют и разбирают на запчасти в основном машины, находящиеся в среднем и дорогом ценовом сегменте. Престижные и дорогие автомобили угоняют не ради деталей — на дорогие авто у нас всегда есть спрос, и поэтому их можно легко и с выгодой продать. При этом отечественные угонщики практикуют не вскрытие машин, а охоту за самими владельцами.

«Открытые нападения на водителей дорогих машин стали настоящим бичом наших дорог, — заявляет Юрий Королевцев, старший инспектор отдельного батальона ДПС ГИБДД Москвы, созданного для борьбы с похитителями автомобилей. — Особенно часто разбойным атакам подвергаются женщины. Чаще всего нападения совершают утром и вечером, в момент выезда или приезда. А днем грабители нередко используют форму сотрудников милиции или другой маскарад».

Угонные «фирмы», специализирующиеся на дорогих автомобилях, разрабатывают целые технологии так называемого неразрушающего вскрытия: изучают секретные устройства используемых производителями замков и находят уязвимые места в их конструкциях. Зачастую новая модель еще только появилась на рынке, а «спецы» уже определили, при помощи какого созданного под нее приспособления сделать так, чтобы замок открылся.

Изготовленные по отработанным эскизам отмычки позволяют тратить на взлом автомобилей той или иной марки минимум времени. Так, по данным сотрудников спецбатальона ДПС ГИБДД Москвы, за 5, максимум 10 секунд у нас вскрывают практически все автомобили и большинство моделей корейских производителей, включая Daewoo Nexia, KIA Avella и Hyundai Lantra. От 30 секунд до одной минуты держатся Renault Clio, Peugeot 206, Nissan Almera, Mitsubishi Carisma, Skoda Felicia. В пределах двух минут — Toyota Avensis, Volvo S40, VW Golf, Skoda Oktavia, Seat Cordoba, внедорожник Opel Frontera.

Что касается особенно дорогих марок — Mercedes-Benz, BMW, Saab, Audi, Subaru или Mazda, — то эти автомобили (со взломом замка) российские «профессионалы» обрабатывают примерно за 5 минут. Еще около 10 минут уходит на вскрытие большинства самых популярных у российских автомобилистов охранных систем — механических и электронных. Отрадно то, что набегающих в итоге 20-30 минут, по мнению сыщиков, бывает достаточно, чтобы угонщики отказались браться за машину, если модель для них не очень привлекательна.

Таким образом, чем дороже автомобиль, тем более изощренной и сложной должна быть на нем устанавливаемая за дополнительную плату защита. Правда, если переборщить, вероятность открытого нападения станет совсем реальной. Именно таким способом, как сказали в спецбатальоне ДПС, «добываются» у нас сегодня практически все самые дорогие модели: Audi, BMW (особенно X5), Mercedes-Benz серий E, S, CL и ML, внедорожники Lexus и новая Toyota Land Cruiser — хит российских угонщиков.

Взломщики против автопроизводителей

Любопытно, что, исследуя защищенность автомобилей, эксперты привлекают в помощь «профессионалов», отбывающих срок за решеткой. А у них есть чему поучиться. Например, Opel Signum английские угонщики по просьбе полицейских из Скотленд-Ярда вскрыли… за 5 секунд. Но и 60 других новых моделей, проверенных экспертами журнала Autocar (тоже участвовавшего в исследовании), из тех, что поступили на рынки в этом году, оказались не лучше: 39 из них не выдержали и двух минут — минимально отпущенного Министерством внутренних дел Великобритании срока, который обязан выстоять при взломе любой автомобиль. Минивэн Honda Stream продержался 6 секунд, Alfa Romeo 156 и Rover 75 (дорогие модели класса больших автомобилей) — 20 и 47 секунд соответственно.

Дольше всех сопротивлялись угонщикам машины марок Saab, Lexus, Jaguar и BMW. Их защитные системы настолько хитроумны, признавались грабители, что возникало желание зайти в дом владельца и украсть ключи от машины либо — см. выше — напасть на него прямо у автомобиля, чем возиться с замками и противоугонками.

После историй о хитроумных угонщиках как-то неловко писать о том, что производители автомобилей в первую очередь заботятся о защите своих машин именно от угона.

«От того, насколько они в этом преуспеют, зависят объемы продаж, — считает Олег Самохвалов, эксперт аналитической группы «АвтоПроект XXI век». — Продажи падают, если покупатели знают, что автомобили данной марки легко угоняют. Покупатели также уходят к конкурентам, если им приходится тратить на дооснащение купленного автомобиля системами охраны лишние 1500-5000 евро, то есть 10-15% от первоначальной стоимости автомобиля».

Отсюда мораль: чем выше класс (и цена) машины, тем больше производитель беспокоится о защите ее от угона. Иными словами, у большого автомобиля противоугонная система более совершенна. Но постепенно надежные охранные системы приходят и к маленьким авто.

Справедливости ради нужно сказать, что ситуация меняется к лучшему. «Если в 1999 году защита от угона в машинах оценивались в рейтингах экспертов максимум в три балла из десяти возможных, — сообщает журнал Autocar, — то теперь самые худшие из них не получают оценки ниже пяти».

Mazda, например, за последние два года резко прибавила в защите от взлома. Раньше ее модели получали по этому показателю «единицы», ныне, судя по рейтингу Which?, защищенность ее машин увеличилась в 3-6 раз. На несколько порядков по сравнению с тремя предыдущими годами подняли «неприкасаемость» своих машин Jaguar и Citroen.

Все средства хороши

У взломщиков свои приемы, у автопроизводителей — свои. Центральный замок, так называемые мертвые запоры, которые заклинивает при первой же попытке взлома, защита от отмычек, крючков и линеек, ламинированные (многослойные) трудноразбивающиеся стекла появились на большинстве машин недавно. Особое восхищение вызывают ламинированные стекла. Тесты показали, что угонщикам приходится ударить не менее пяти раз, чтобы разбить их. А необходимость делать большое количество попыток и лишний шум отбивают желание связываться с непокорной машиной.

Однако ламинированные стекла все еще является привилегией дорогих автомобилей, таких как Lexus LS, VW Phaeton, Audi A8, а на простых моделях они если и появляются, то в качестве опции.

Второй после стекол объект особого внимания экспертов, оценивающих защиту авто, — замковые механизмы. Они уязвимы на подавляющем большинстве автомобилей. Пожалуй, только на последней модели Honda Accord замки представляют трудность для взломщиков.

А вот аудиосистемы машин остаются легкодоступными даже для самых неподготовленных воров, хотя сами производители изо всех сил стараются сделать их бесполезными после того, как систему украдут. Все равно — шаловливые руки праздношатающихся подростков до них доберутся. По мнению большинства специалистов по вскрытию, современным автомобилям давно необходимы контейнеры-сейфы, а не простые перчаточные ящики (они уже есть у Honda Accord Estate), более совершенные запорные устройства и экраны, препятствующие ворам использовать внутренние ручки и кнопки фиксации. Причем не только на машинах дорогих классов, но и на маленьких автомобилях. Но это — дело будущего.

Кто на свете всех сильнее?

Проверяя машины на защиту от взлома, эксперты инспектируют доступность салонов, багажников, перчаточных ящиков (именуемых у нас бардачком), аудиосистем машин, колес и инструментов, аккумуляторов и электроники под капотом. Особенно пристрастно они тестируют семейные автомобили. Именно в них чаще всего, по мнению испытателей, оставляются ценные вещи. Результат тестирования внушает некоторый оптимизм: в большинство салонов семейных авто эксперты-взломщики не могли попасть в течение 2 минут. И все же большие, семейные автомобили и вэны, которые тоже позиционируются как машины для семьи, по мнению специалистов, защищены еще недостаточно.

В классе самых маленьких автомобилей лучше всего оберегают свои авто от угонщиков и воров Ford, Citroen и Mini. Хуже — Fiat (что странно — Италия в Европе на первом месте по угонам и кражам вещей из авто), а также Daewoo. В целом в этом классе машины резко прибавили в защите от угонов: два-три года назад лишь единицы получали за средства от угона более 5 очков. Теперь практически все самые покупаемые в Европе машины довольно надежно защищены от угона уже на стадии выпуска их с завода. К сожалению, защита от взлома у подавляющего числа «малышек» — слабое звено. Наихудшие показатели по этой части у самых популярных в нашей стране автомобилей — VW Polo и Hyundai Getz. Они получили «двойки» и «единицы» от британских экспертов по вскрытию. И откровенный аутсайдер в этой группе, по их мнению, Daewoo Kalos. Как выразился один эксперт, «даже если оставить в его салоне банан, в машину без труда сможет забраться даже не тренированная обезьяна».

Среди среднеразмерных автомобилей лучше всего от угона защищены модели Audi A2 и A3, Peugeot 307, Toyota Corolla. От взлома — Renault Megane, Chrysler Neon и VW Beetle. Лакомыми кусками для грабителей остаются опять же самые известные у нас — KIA Rio, Hyundai Accent, Suzuki Liana. Например, в Hyundai Accent (2 очка в рейтинге Which?), вор смог залезть и украсть вещи менее чем за 30 секунд.

Большие или полноразмерные автомобили демонстрируют вполне приемлемый уровень общей защиты от покушений. При этом они особенно хорошо защищены от угона. Лидеры здесь Saab, BMW, Mazda, Opel, VW. Модели этих же производителей оказались самыми труднодоступными и для взлома. Особенно надежными, по мнению британцев, выглядят Saab 9-3 и BMW 3-й серии. На их фоне совсем провально смотрятся Skoda Octavia, Volvo S40. Обе машины грабители вскрыли за 16 и 18 секунд.

Самый надежный среди вэнов и многофункциональных универсалов — Ford Focus C-Max. Худшие — KIA Karens и Fiat Doblo. А вот автомобили класса люкс по защите от покушения на них уже приблизились к порогу абсолютной надежности, установленному на сегодня, — все как на подбор не ниже 8 баллов. Больше всего о своих покупателях в этой нише беспокоятся Lexus и Jaguar. Аутсайдер — Audi A6. При хорошей защите от угона он почти не защищен от воров. Что следует иметь в виду нашим депутатам и чиновникам и не оставлять в салонах портфели с докладами и документами.

ВЛАДИМИР САЛМИН

«Профиль»

41 (408) от 08.11.2004

"Профиль"

*