* Суицид и крушение поезда

    * Что изменится с взятием Фаллуджи

    * Почему лидеры России и ЕС не спешат встречаться

    * 15 лет падению Берлинской стены

    * Каким путем идет Поднебесная

Поезд пустил под откос самоубийца?

На первых полосах большинства британских газет фотографии с места субботнего крушения поезда неподалеку от Лондона.

Поезд врезался в стоявший на переезде легковой автомобиль, восемь вагонов сошли с рельсов. Погибли семь человек, в том числе водитель оказавшейся на рельсах «Мазды».

«Дейли телеграф» и «Таймс» рассказывают, что человек, остановивший машину на переезде, сделал это специально: очевидцы слышали, как за секунды до столкновения водитель кричал: «Я хочу умереть!»

В «Таймс» в этой связи на первой полосе материал о том, как не обеспечена на британских железных дорогах безопасность пассажиров. Здесь же сообщается о предложениях закрыть все одноуровневые железнодорожные переезды.

А «Индепендент» в редакционной статье призывает сохранять «чувство меры» и помнить, что железные дороги все равно гораздо безопаснее, чем автомобильные, а в расчете на милю, по оценке Комитета стандартов и безопасности на железной дороги, безопаснее ровно в девять раз, указывает «Индепендент».

ЧП в Ираке — признак анархии?

«Файнэншл таймс» на первой полосе размещает материал о ситуации в Ираке, в котором объявлено чрезвычайное положение, а войска коалиции изготовились к штурму Фаллуджи.

Чем же объявленное нынче чрезвычайное положение отличается от того, в котором страна находится на протяжении последнего года? Таким вопросом задается газета. И делает вывод, что разница весьма существенна: «Чрезвычайное положение сходно с военным положением и призвано напугать простых иракцев, чтобы они имели ничего общего с повстанцами. Но это еще и ярчайшее признание того, что Ирак сползает в анархию. Это было ясно и до президентских выборов в Соединенных Штатах, но не признавалось публично, чтобы не ставить под удар шансы Джорджа Буша на переизбрание», — пишет «Файнэншл таймс».

А в редакционной статье «Индепендент» говорится: «немногие сомневаются, что у американцев хватит огневой мощи для того, чтобы выиграть битву за Фаллуджу. Но вопрос остается — а что это даст?»

Газета обращает внимание на слова генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что применение силы в больших масштабах только укрепляет людей во мнении, что оккупация Ирака будет продолжаться бесконечно.

А «провозглашение чрезвычайного положения… создает впечатление, что Ирак дальше от демократии, чем когда-либо раньше», — пишет «Индепендент».

«Таймс», в свою очередь, дает отповедь Кофи Аннану, отметая как несостоятельные и близорукие его призывы наладить в Ираке политический диалог: «Эти гнусные убийцы, — пишет газета о повстанцах, в частности, в Фаллудже, — занимаются своими делами не потому, что они добиваются диалога,» — пишет газета.

Автор «Таймс» признает, что послевоенный период в Ираке оказался труднее, чем ожидалось, но настаивает, что бескомпромиссная борьба с повстанцами отвечает истинным интересам иракского народа.

Россия — ЕС: из-за чего заминка?

«Файнэншл таймс» посвящает небольшую заметку задержке с проведением запланированной на 11 ноября встречи лидеров России и Европейского союза.

Кремль, указывает газета британского делового мира, в качестве причины указывает на задержку с утверждением нового состава Европейской комиссии. Но некоторые официальные лица ЕС, пишет «ФТ», склонны объяснять откладывание встречи нежеланием Москвы обсуждать с Евросоюзом проблемы прав человека.

Центральным пунктом повестки дня встречи должно быть стать обсуждение четырех сфер сотрудничества, о которых было «с помпой» объявлено весной прошлого года. Они включают экономические связи, свободу, безопасность и правовую систему, внешнюю безопасность, а также научные исследования и образование. Полагают, пишет «Файнэншл таймс», что Россия не склонна упоминать права человека в контексте борьбы с терроризмом.

По сведениям британской газеты, «на этой встрече в соглашении о внешней безопасности страны ЕС хотел подчеркнуть общую ответственность за ситуацию в соседних районах — таких как Белоруссия и Приднестровье… Россия же, в свою очередь, намеревалась сделать упор на развитие сотрудничества с ЕС в связи с его планами создания сил обороны», — пишет газета.

Поцелуй, канувший в Лету

Пишет «Файнэншл таймс» и о приходящейся на понедельник 15-годовщине падения Берлинской стены. «Стена, возможно, и стала достоянием истории, но раскол в германском обществе сохраняется,» — суммирует ситуацию газета.

Две половины страны — восточная и западная — похоже, серьезно разошлись из-за споров о том, кто виноват в экономических проблемах страны.

Материал снабжен фотографией одной из секций Берлинской стены, которых там в виде памятников оставлено несколько. На этом куске стены — карикатурная роспись, включающая шарж на знаменитый поцелуй Леонида Ильича Брежнева и Эриха Хонекера.

Знамение времени, наверное, заключается в том, что авторы шаржа сочли необходимым снабдить рисунок фамилиями героев полотна и названиями держав, которые они возглавляли, — Советского Союза и Германской Демократической Республики.

Третий путь или бомба с часовым механизмом?

«Гардиан» пишет: в то время, когда внимание всего мира было приковано к гонке за вашингтонский Белый дом, в другой части мира набирала силу «тихая революция», результатом которой может стать превращение полусонного гиганта в амбициозную сверхдержаву. Речь идет о Китае.

Почему же ситуация приобретает такой драматический поворот и именно сейчас? Вполне возможно, дело в том, что «Гардиан» направила в Китай на целую неделю сразу 15 своих журналистов.

В приложении к газете чуть ли не целая тетрадь посвящена самым разным аспектам жизни Китая и, главное, переменам в этой жизни.

В пространном очерке Джеймс Мик задается вопросом: а не обнаружил ли Китай третий путь — между капитализмом и коммунизмом? Правда, сама редакция ставит вопрос несколько иначе: «Третий путь или бомба с часовым механизмом?» Ответов на эти вопросы газета дать не пытается.

Разумеется, сколько полос ни посвяти такой обширной теме, описать столь глубинные перемены в такой огромной стране вряд ли возможно. Однако пунктиром множество событий обозначено.

А главный вопрос — соотношение экономического и демографического роста страны с относительным политическим застоем. Как замечает автор «Гардиан», население Китая настолько велико и так выросло, что, «несмотря на развал Советского Союза и демократические изменения в Восточной Европе, теперь в коммунистическом мире живет больше людей, чем в конце 1980-х, в разгар холодной войны».

Относительно перспектив демократических перемен в Китае, «Гардиан» цитирует Чжу Сюэциня, декана одного из факультетов Шанхайского университета: «Для страны почти невозможно совмещать модернизацию, вестернизацию в экономике с советизацией в политике. Политическая реформа откладывалась в течение 20 лет и может быть отложена еще на 20 лет».

Но, как полагает китайский ученый, в конечном итоге политическая реформа должна будет догнать экономическую, пишет «Гардиан».

Обзор подготовил Дмитрий Карпов, Би-би-си

08 ноября 2004 г., 03:53 GMT 06:53 MCK

Би-би-си

*