Именинники: Афанасий, Димитрий.

В субботу перед днем св. Димитрия совершается поминовение по всем усопшим. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Димитрию Донскому, который, одержав победу в 1380г. над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы.

Вселенская родительская суббота, поминовение усопших издревле овеяны печалью и светом чистой памяти.

Предыдущие дни были озарены святой верой славян, что ощущение жизни, любовь к жизни даны не только человеку, но и всему тому, что окружает человека: птице и зверю, растениям и речной заводи.

Наши предки оставляли на столе хлеб, соль, миску с варевом, лепешки, блины. Обряд «радования» умерших был в обычае этого дня. Ушедшие от нас родные как бы незримо были рядом. Они садились с домочадцами за стол отужинать. И будто бы их душам становилось легче, радостно, если они наблюдали, что между нами парит любовь, что в нашем доме достаток.

Девушка-сирота, что выходила замуж, просила серый камушек расколоть гробову доску. Она молила буйные ветры сдуть с лица «мамушки» (так ласково называли прежде свою мать) полотенышко. Чтобы мамушка взглянула во все глазоньки, перекрестилась по досельному, т.е. наяву, как живущие рядом люди. Девушка глядела в осеннюю распутицу и ждала знака, чудного света, когда и впрямь будто подымется мамушка из крутой могилы и вынесет в правой руке икону Божьей Матери Богородицы, а в левой — платье цветное, подвенечное.

У погоста, у буева ждала девушка-сирота, что расступится мать-сыра земля. Все было взаимосвязано в сознании наших предков: и хождение на могилы, и вера, что именно умершие на Русь ведут день и блюдут живых.

Вынимая первый блин из печи, большуха маслила его, мазала медом и ела со словами: «Помяни, Господи, честных родителей».

Примечали:

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели по голу, то и Свята тепла будет.

Дмитриев день — зима уж лезет на плетень.

Русская Традиция

*