По оценкам компании J»son & Partners, объем продаж картинок и мелодии для мобильных телефонов в России в прошлом году составил $62 миллиона, в этом вырастет до $120-140 миллионов, а в 2005 году превысит $200 миллионов.

Каким образом песни превращаются в мелодии для телефонов и приносят большие деньги?

Звонок первый. Передача прав

Композиция, которая активно крутится по ТВ и радио, очень быстро попадает в музыкальную редакцию контент-провайдера — компании, занимающейся продажей звонков. Здесь и принимается решение о превращении ее в мелодию — рингтон. Первым делом покупаются права на распространение, публичное воспроизведение, а также аранжировку композиции. Облегчает задачу то, что в процессе участвуют не все правообладатели. Например, популярную музыкальную тему «Бригада» написал Алексей Шелыгин, и о передаче прав надо договариваться с BMG Russia. А вот группа «Триплекс», создавшая наиболее популярную аранжировку этой темы, в передаче прав никак не участвует. Урегулирование правовых вопросов замедляет запуск рингтона в продажу и снижает прибыль законопослушных продавцов мелодий. Не столь озабоченные правовой стороной вопроса провайдеры делают рингтон сразу, не ожидая получения прав, и снимают барыши, продавая самые свежие хиты. Финансовые условия передачи прав просты: каждый раз, продавая мелодию, нужно 10-15% выручки отчислить правообладателю.

Звонок второй. Создание рингтона

Чтобы аранжировать мелодию для мобильного телефона, профессиональный композитор слушает обычный компакт-диск и на слух создает нотную запись наиболее выразительного фрагмента мелодии, а затем делает несколько вариаций рингтона. Старые или дешевые трубки имеют монофонический динамик, тогда как дорогие телефоны оснащены 40- и даже 64-тональным полифоническим синтезатором, играющим за целый оркестр. К тому же запись мелодии у разных телефонов ведется в разных стандартах. Поэтому любая мелодия готовится в трех форматах.

Звонок третий. Реклама

Следующая задача контент-провайдера — привлечь внимание к мелодии и сообщить покупателям, какой код нужно посылать по SMS, чтобы получить рингтон. Самый дешевый способ добиться этого — открыть сайт с каталогом. Способ не самый эффективный — пользователям Интернета доступны сайты с пиратской бесплатной музыкой. Поэтому лучше работает телевизионное продвижение, сотрудничество с музыкальными каналами, реклама в журналах и на улицах города. Услуги медиа-партнеров оплачиваются по-разному, но в среднем на это уходит 20-25% выручки.

Звонок четвертый. Скачивание

Чтобы доставить пользовательский запрос с кодом мелодии контент-провайдеру, сотовый оператор выделяет ему красивый короткий номер. Отправленные запросы называются Premium SMS — они тарифицируются дороже, чем обычные SMS. В ответ на запрос провайдер высылает либо SMS с закодированной мелодией, либо ссылку, которую нужно открыть по WAP (в случае полифонии). Что касается взаимоотношений контент-провайдера и сотового оператора, то оператор получает около 50% всей выручки.

Звонок пятый. Распределение прибылей

Таким образом, из 50-100 центов, составляющих стоимость мелодии, 15% достается правообладателю, 25% — медиа-партнеру, 50% — оператору связи и только 10% — самому контент-провайдеру. Крупнейшие контент-провайдеры (Ifree, Infon, Ji-ppi, Revkom.ru) ежемесячно продают миллионы мелодий, поэтому 10% вполне могут составлять и 500 тысяч долларов прибыли.

Rolling Stone — Russia

№ 5, 2004

РОК-ШОК : НОВОСТИ — НОЯБРЬ 2004

РОК-ШОК Энциклопедия скандалов

*