Грядущее 7 ноября может стать последним днем, который россияне отметят как День согласия и примирения (в советские времена это был праздник Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года). Этот день без преувеличения может завершить целую эпоху, начавшуюся 87 лет назад. Как уже сообщала ГАЗЕТА, думскими фракциями «единороссов» и жириновцев подготовлен законопроект, согласно которому вместо 7 ноября общенациональным праздником (с установлением выходного дня) предлагается считать 4 ноября (день изгнания поляков из Москвы в ХVII веке ополчением Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского). Профильный комитет нижней палаты парламента по труду и социальной политике одобрил концепцию законопроекта, и он будет рассмотрен депутатами уже 10 ноября.

День открытия приюта «для опьяневших»

Собственно, до взятия большевиками Зимнего дворца день 7 ноября в истории страны был отмечен лишь двумя событиями: в 1902 году в Туле по инициативе врача и общественного деятеля Федора Архангельского открылся первый в России «приют для опьяневших», а в 1915 году Совет георгиевских кавалеров наградил императора Николая II и наследника цесаревича Алексея орденами Святого Георгия Победоносца IV степени.

Общевыходной

В Советской России 7 ноября стало главным государственным праздником уже в 1918 году. В праздничном параде участвовали недавно сформированные стрелковая и кавалерийские дивизии, бронемашины особого отряда имени ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета). Во время парада над Красной площадью пролетели три самолета, разбросавшие над парадными расчетами и колоннами трудящихся листовки. А вот демонстрантов собралось мало — всего две-три тысячи человек.

В следующем году городские власти исправили промах и по разнарядкам собрали около 20 тысяч человек. Демонстранты несли плакаты: «Смерть мировой буржуазии!», «Раздавим белогвардейскую гадину!», везли на специальных поддонах соломенные чучела абстрактных капиталистов и конкретных лидеров империализма — французского президента Клемансо, британского премьера Ллойд Джорджа и, наконец, лидера кадетов Павла Милюкова. Чучела поджигали уже за пределами Красной площади — чекисты опасались, что сильный ветер может занести горящую солому на трибуну временного деревянного мавзолея Ленина со стоящими там большевистскими лидерами.

Кстати, в Ленинграде до середины 30-х годов в демонстрациях трудящихся участвовали проститутки, которые перевоспитывались в специальном трудовом профилактории. Недавние жрицы любви выходили на демонстрации под лозунгами «Да здравствует свободный труд!» и «Долой эксплуатацию женщин!».

Собственно, изначально в стране победившего социализма праздников, объявленных нерабочими днями, было всего два: 7 ноября и 1 мая. Международный женский день 8 марта, хоть и считавшийся праздником, при этом оставался рабочим, а Новый год Советская власть сначала и вовсе отменила как «поповский пережиток». Именно в годовщину Великой Октябрьской революции на Красной площади в Москве и на центральных площадях других городов проходили военные парады и демонстрации трудящихся, которые, помимо всего прочего, радовались еще и редкому дополнительному выходному.

Необходимо отметить, что в жизни граждан РСФСР, а затем — начиная с 1922 года — и СССР каждый нерабочий день был буквально на вес золота, поскольку сами понятия «неделя» и «воскресный день» были также отменены, и вплоть до 1939 года месяц делился на три декады: после 9 рабочих дней трудящимся полагался один-единственный «общевыходной». В те годы к 7 ноября традиционно приурочивались различные знаменательные мероприятия, такие, например, как показ «достижений народного хозяйства». Скажем, в 1918 году в этот день были выпущены первые марки Советской России с рисунком Рихарда Зариньша — меч, разрубающий цепи; в 1922 году в Москве открылась самая мощная в мире телефонная станция имени Коминтерна; в 1924 году по Красной площади проехали первые советские автомобили — полуторатонные АМО-Ф-15, а в 1926 году в Ленинграде на площади Финляндского вокзала был открыт первый памятник Ленину. Есть в этом перечне и совершенно особенная дата: 7 ноября 1929 года газета «Правда» опубликовала статью Сталина «Год великого перелома», в которой преемник Ленина призвал к «решительному наступлению на кулака». А в следующем, 1930 году Сталин и его соратники впервые принимали парад, стоя на трибуне только что законченного академиком архитектуры Щусевым каменного мавзолея Ленина. Контрреволюция до некоторых пор тоже не оставляла без внимания праздник Октября. Например, в ноябре 1927 года в праздничной демонстрации приняла участие небольшая (около 100 человек) группа сторонников антисталинской оппозиции. Они несли портреты Троцкого и Зиновьева, транспаранты «Долой партийную бюрократию», «Долой нэпманов и кулаков!», скандировали лозунги «Сталина в отставку». Все участники альтернативной демонстрации были жестоко избиты и отправлены на Лубянку «для профилактической беседы».

Жертвы во имя

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся, пожалуй, самый знаменитый парад в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Командовал парадом генерал Артемьев — глава Московского военного округа, принимал маршал Буденный, а оркестром дирижировал Василий Агапкин, автор «Прощания славянки». Позднее он вспоминал: «Пора мне сходить с подставки. Хотел сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я пытался было шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Что делать? Я не могу даже выговорить слова, губы мои замерзли, не шевелятся». Подбежавшие музыканты сняли Агапкина с трибуны и под руки отвели его к зданию ГУМа, где и отогрели своего начальника.

Сталин на том параде обратился к войскам с речью, в которой впервые с 1917 года наряду с «великим Лениным» были упомянуты великие полководцы прошлого: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Однако тут произошел конфуз: из-за организационной неразберихи выступление вождя сняли без звука.

Как ни странно, руководство простило документалистов. В кинопавильоне построили деревянный макет Мавзолея, где повторно, теперь уже с надлежащим звуком, операторы смогли заснять выступление главы государства. Кадры парада и вмонтированная в них речь Сталина вошли в получившую в 1942 году «Оскар» за лучший иностранный фильм документальную ленту Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». В параде участвовали курсанты училища имени Верховного Совета, стрелки 322-й Ивановской и 2-й Московской дивизий, дивизия имени Дзержинского, кавалерия и танки конно-механизированной бригады генерала Белова. Все эти бойцы, командиры и курсанты непосредственно с парада отправились в бой. Впоследствии сугубое пристрастие Сталина к знаменательным праздничным победам и массированным штурмам городов, приуроченным и сервированным к праздничному столу, стоило жизни сотням тысяч советских солдат и офицеров. К примеру, уже на победном этапе войны Верховный Главнокомандующий приказал во что бы то ни стало к 7 ноября 1943 года отбить у немцев столицу Советской Украины. Желание Сталина на торжественном приеме в Кремле непременно поднять тост за освобождение Киева обернулось дополнительными 100-тысячными потерями при форсировании Днепра и штурме города.

Перед вами — жертва перестройки

День 7 ноября оставался главным праздником вплоть до начала перестройки, когда были подвергнуты сомнению все традиционные ориентиры и ценности советского общества. На демонстрации 1989 года впервые наряду с трафаретными лозунгами «Слава КПСС!» по Красной площади прошли люди с транспарантами, требующими отмены 6 статьи Конституции о «руководящей и направляющей роли КПСС». А в 1990 году ленинградец Александр Шмонов из пневматического ружья выстрелил в стоявшего на трибуне мавзолея Михаила Горбачева (экспертиза признала Шмонова невменяемым, он был помещен в психиатрическую больницу, по выходе откуда стал предпринимателем, и даже баллотировался в Госдуму РФ по 206-му одномандатному округу Санкт-Петербурга). Через год Борис Ельцин своим указом отменил ноябрьские военный парад и демонстрацию, и в течение пяти последующих лет статус 7 ноября (при том что 8 ноября, прежде бывшее праздничным, стало рабочим днем) оставался неопределенным. За это время правительство Москвы начало строительство торгового комплекса «Охотный ряд» на Манежной площади, восстановило Иверскую часовню и ворота между зданиями Исторического музея и Музея Ленина, что сделало парады военной техники на Красной площади физически невозможными.

В 1996 году президент Ельцин переименовал 7 ноября в День согласия и примирения. Все опросы общественного мнения за последние годы свидетельствуют о том, что большинство граждан России воспринимают этот праздник просто как дополнительный выходной. Теперь на каждое 7 ноября модные ночные клубы обычно устраивают party (вечеринки) с глумливыми названиями; из общего ряда особо выделяется один питерский гей-клуб на Невском проспекте, зазывающий свою специфическую клиентуру на гей-вечеринку Red October Gay.

Старики ностальгируют, молодежь смотрит в будущее

Эксперты Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН представили аналитический доклад «Граждане новой России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить». В ходе подготовки доклада было опрошено 2,5 тысячи россиян в возрасте от 16 до 60 лет в 12 регионах страны.

Выяснилось, что среди представителей старшего поколения россиян велика доля тех, кто хотел бы вернуться в советские времена, а молодое поколение предпочитает жизнь в современной России. Так, 36% опрошенных хотели бы жить в брежневский период, 4% — в сталинском обществе, около 8% изъявили желание жить в дореволюционной России, около 45% опрошенных ( люди в возрасте от 16 до 45 лет) предпочитают жить в современной России.

По мнению социологов, «ностальгия по Советам» вызвана «социальной озабоченностью и боязнью будущего» старшего поколения. Согласно докладу, около 60% опрошенных считают неправильной современную социальную политику, и здесь опять превалируют представители старшего поколения.

Социологи также констатируют снижение интереса в обществе к «национальной идее».

«Сейчас нет того полета высокой идеологической мысли, который всегда отличал советских людей. Можно сказать, что нынешнее поколение — от 16 до 25 лет — это поколение прагматиков, это первое рыночное поколение современной России», — отмечено в докладе.

04.11.2004 Павел Аптекарь

Вениамин Гинодман

ГАЗЕТА

***