Ленин–это вещь! Имя вождя мирового пролетариата купила швейцарская компания ("НИ")
Возможно, в этом году 7 ноября Россия в последний раз отмечает День примирения и согласия. Уже в следующую среду Госдума может принять закон, по которому с 2005 года у нас будет совсем другой ноябрьский выходной – День народного единения (4 ноября). Может быть, это и справедливо: для молодого поколения Октябрьская революция – это уже туманная историческая даль, где-то между Петром I и Сталиным. А имя революционного вождя Владимира Ильича Ленина – всего лишь раскрученный бренд, торговая марка, которая смотрит на нас с витрин магазинов и бутылочных этикеток.
Ничто человеческое вождям не чуждо.
Еще пару лет назад о вожде всех времен и народов мы вспоминали с опаской, а многие при упоминании имени Ленина с трудом сдерживали рвотный рефлекс. Сегодня все меняется. Из разряда действующих лиц современности Ленин медленно, но верно перемещается в категорию персонажей мифологических. А миф разрушить сложнее, чем храм Христа Спасителя или ДнепроГЭС. Можно принизить героя анекдотами или выпустить его плюшевую куклу миллионным тиражом, но вышибить Ленина из коллективного бессознательного человечества уже невозможно.
Сегодня Ленин в России вне политики: кого-то он волнует как персонаж исторический, кого-то – как художественный образ. Для подростков Ленин – что-то среднее между Че Геварой и Дедом Морозом. Для философов он уже – архетип. Коммунисты лелеют Ленина в себе. А каждый уважающий себя гость столицы снова первым делом стремится в Москве на Красную площадь, чтобы попасть в Мавзолей.
Рынок принял Ленина,
как родного.
Самый молодой символ вечности, созданный человечеством, открыт для посещения каждые вторник, среду, четверг и субботу с 10 до 13 часов. Обслуживание этого «чуда света» обходится стране в 1,5 млн. долларов в год, и этот факт гарантирует его вечную сохранность.
«В последний раз Мавзолей закрывался для доступа посетителей 21–25 июня 2004 года на профилактику, – сообщили «НИ» в комендатуре Московского Кремля. – Проведенный осмотр показал, что тело Ленина сохраняется очень хорошо и нет никаких признаков того, что когда-нибудь оно может разрушиться».
28 бюстов за 1 месяц
Ленин – жив, значит, эффективен. Ленин – мертв, значит, вечен, надежен. Надежность и эффективность – товарные качества. Светлое имя и образ Ильича, как и в советские годы, опять становится брендом.
Бренд «Ленин» в прямом смысле этого слова был выбит на скрижалях советской экономики. Коробка для чернильных перьев в форме мавзолея, чернильница в форме бюста. Кустари строгали и ваяли бюстики и мавзолейчики на любой вкус: настольные и напольные, из поделочного камня, яшмы, нефрита. Для пасечников изготовлялись мавзолеи-улья. Для кинотеатров – кинопроекторы-мавзолеи, которые высвечивали в местах массового скопления народа лозунги и тень вождя. Цензура вмешивалась только в тех случаях, когда в могилку, как в домик для Барби, пытались положить покойника.
«В годы советской власти «изделие №1» – чугунный бюст Ленина производства нашего завода был необыкновенно востребованным товаром, – с теплотой вспоминает былые времена генеральный директор Кусинского машиностроительного завода Владимир Макурин. – Мы отливали их сотнями тысяч, они приносили нам всесоюзную славу и немалый доход. Потом было время, когда кабинетные вожди оказались невостребованными, и мы стали специализироваться на выпуске чугунных скульптурных композиций для оформления парков и административных зданий. Однако в последнее время нам снова стали звонить и предлагать возобновить литье. И мы серьезно подумываем с 2005 года снова запустить цех по выпуску «кабинетной скульптуры».
Для по-прежнему
социалистического Китая
имя Ленина свято.
Не прекращали «лепить» Ленина умельцы с Арбата. В застойные времена скульптор Иван Коненкин специализировался на бюстах Ленина. Выгодный госзаказ позволял жить безбедно – на шестидесятисантиметровых ленинах он заработал себе даже «Жигули». За последний месяц скульптор Коненкин получил двадцать восемь заказов. «Конечно, больше всего заказывают Путина, но Ленин держится вторым номером, отстает от Владимира Владимировича, но ненамного», – рассказал мастер.
Входит в моду Ленин – вещь. В галереях и арт-салонах Москвы в последнее время часто появляются украшения и предметы интерьера, в которых тем или иным образом использовано изображение Ильича.
«Среди молодежи у нас пользовался большим спросом набор украшений: серьги и кольцо, сделанные из октябрятских звездочек, на которых изображен Ленин, – объясняет хозяйка предметной галереи Novodeл Ксения Кистяковская. – А людей постарше привлекают часы, корпусом которых служит том из собрания сочинений В.И. Ленина. Травмы и разочарования, связанные с периодом истории, которую олицетворяет Ленин, уже забылись. И Ленин, как художественная деталь, снова входит в моду».
Используют Ленина в своих фантазиях и модельеры – начиная от простеньких футболок со светлым образом вождя и кончая вещами эксклюзивными – все это нынче в цене. Недавно модельер Ольга Солдатова представила новую коллекцию одежды: оборки на шарфах с изображением Ленина, Сталина и Карла Маркса, сидящих на кресле в вагоне метро, большие красные звезды, присутствующие практически на каждой вещи, и фасоны, присущие советскому стилю 70–80-х годов. Все вещи из новой коллекции расхватали моментально, несмотря на то, что цена на некоторые авторские вещи доходила до 1500 у.е.
Возвращение в СССР
Новое – это хорошо забытое старое. Простая истина работает на все сто, особенно если речь идет об искусстве. Картины «придворных» художников ЦК партии времен Ленина и Сталина сегодня считаются новым антиквариатом.
«Вся мода в Россию приходит с Запада. Давно популярный за рубежом соцреализм нынче очень моден и в России, – говорит сотрудник галереи Леонида Шишкина Анастасия Цыплакова. – Сегодня считается очень стильным украшать портретами советских вождей, и в первую очередь Лениным, офисы. Иметь такое полотно в частной коллекции – признак хорошего вкуса. Например, недавно на аукционе за 5 тысяч долларов мы продали полотно легендарного художника Дмитрия Налбандяна «Революционер Степан Шаумян у Ленина в 1917 году».
Налбандян, Бродский, Иогансон – это качественная живопись, которая по карману далеко не всем. На художественных вернисажах и в салонах в большом разнообразии продаются копии и наброски с известных мастеров, которые стоят от 400 до 500 долларов. Их с радостью раскупают иностранцы, увозя с собой портрет Ленина как добрую память о России.
В последние годы профессия
«скульптора-лениниста» снова
стала популярной.
Иностранцы визжат от восторга
Для многих городов и населенных пунктов СССР музей, мемориал или дом, в котором жил, бывал или заскакивал на минутку-другую Ленин, являлся «градообразующим предприятием». Туризм по ленинским местам для всех граждан страны был «обязаловкой», а для бюджета страны – делом прибыльным. Сегодня экскурсионные маршруты по ленинским местам сохранились не везде. Однако те, кто до сих пор открыт для посещения, утверждают, что на Ленина сегодня снова спрос есть.
Центральный музей Ленина в Москве, известный тем, что здесь хранилось пальто Ленина с отверстиями от пуль коварной Фани Каплан, закрыли в 1993 году. Сам музей расформировали и прикрепили, как один из фондов, к Государственному историческому музею.
«В ближайшее время мы планируем открыть выставку «История 20-го века», в которой будут представлены и экспонаты из музея Ленина, – поделилась с «НИ» хранительница фонда музея Татьяна Колоскова. – Это не будет, как раньше, пропаганда. Это будет чистой воды история. Я уверена, что в этом аспекте экспозиция будет весьма интересна».
Музей лампочки Ильича, что в подмосковном селе Кашино, гремел раньше на всю страну, а старожилы утверждают, что во времена процветания музея был в селе практически коммунизм – до того прибыльным было это дело. Потом настали времена затишья, как раз тогда музей захирел. А сегодня, несмотря на то, что в музее выбиты стекла и проваливается пол, сюда снова стали наведываться иностранцы.
«Музей давно не работает, но людей же за порог не выставишь, вот и приходится всех пускать и показывать экспозицию, – говорит заместитель главы поселковой администрации Кашина Любовь Забелина. – У нас и лампочка Ильича сохранена – мы ее отдавали недавно на реставрацию. Есть столовые приборы, из которых Ленин и Крупская кушали и пили домашнее пиво крестьянки Кашиной, фотографии и исторический документ, составленный крестьянами, – приглашение Ленина в их деревню. Но главный раритет нашей деревни – это пенсионерка Антонина Осиповна Будаева. Она видела Ленина! Он подошел к ней, когда приезжал на открытие электростанции 1920 году, и что-то шепнул на ушко. Правда, что именно сказал ей Ильич, она никому не рассказывает. Говорит, что это государственная тайна. Нам бы денег на капитальный ремонт, вот бы мы опять развернулись!»
Ульяновский музей-мемориал вождя пролетариата выжил вопреки всему и по-прежнему привлекает туристов. Ленин здесь – раскрученная марка. Конечно, о былой популярности, когда музей посещали миллионы туристов, остались одни воспоминания. Но и сегодня здесь зарабатывают на Ленине деньги. Около 200 тыс. человек в год ленинский музей все-таки принимает, поэтому закрывать его за ненадобностью или сократить до одного зала в краеведческом музее никто не собирается. Самыми зрелищными экспонатами по-прежнему остаются скульптура «Булыжник – орудие пролетариата», макет подпольной типографии и посмертная маска Ильича. Дирекция музея позиционирует экспозицию как советскую экзотику.
Музей-заповедник «Шушенское», хоть и находится за тридевять земель (550 км от Красноярска), до сих привлекает туристов. Если до недавнего времени он был известен под названием «Сибирская ссылка В.И. Ленина», то в последние годы произошла небольшая переориентация. «Мы теперь рассказываем не только о годах жизни Ленина здесь, но и о культуре края, – рассказала хранительница музея под открытым небом Александра Шимохина. – Но продолжаем выращивать на территории только те овощные культуры, которые были при Ленине. Тем самым сохраняем атмосферу. И вот результат – нас посещают 2 млн. туристов в год».
Гораздо сложнее с наследием Ленина в Питере. После распада СССР прекратил свое существование мемориал В.И. Ленина в Разливе. Сотрудники мемориала перестали каждый год по весне делать копию шалаша из веток и сена, по озеру перестал ходить теплоход. Зарабатывать деньги на Ильиче в городе на Неве пока никто не собирается, для многих бывших ленинградцев – это вопрос этики и морали.
«Маршрутов по ленинским местам у нас в городе не сохранилось, – говорит сотрудник крупной туристической фирмы Санкт-Петербурга «ТВ-Лур» Валерий Дмитриян. – У нас в городе не раз проводились опросы на тему: должен ли город зарабатывать на Ленине? И ответ пока отрицательный. Мнение большинства: это цинично. Я думаю, должно пройти время, и жители нашего города поймут, что город, безусловно, должен зарабатывать деньги, особенно если он стремится быть туристической столицей. А пока мы проводим ленинские туры только индивидуально. Конечно, иностранцы визжат от восторга, когда видят бронепоезд или добираются до Разлива».
Интернет-версия дедушки Ленина
Первые попытки зарабатывать на раскрученном в советские годы образе Ленина в глобальной сети Интернет начались более десяти лет назад. Однако оказалось, что интернет-версия дедушки Ильича мало кого интересует. Желая быть успешным и богатым, киберсквоттер (человек, скупающий доменные имена для последующей перепродажи) Ян Балаян приобрел в Интернете адрес с именем Ленина –www.lenin.ru, но продать его так и не смог. «Для Интернета Ленин – это не бренд, – считает Балаян. – Что говорить, если даже на сайте www. lenin.ru находится «Виртуальный мавзолей», проект, который не принес создателям ни копейки».
Автор идеи «Виртуального мавзолея» Вадим Гущин рассказал «НИ», что этот роскошный с графической точки зрения проект был реализован в эзотерических целях и не предназначен для извлечения прибыли. Он для тех, кто не может добраться до Москвы и побывать в «святая святых» – Мавзолее лично. Чтобы иметь представление об этом монументальном гранитном творении, он может заглянуть в Интернет, побродить по виртуальным лабиринтам, полюбоваться на «вечно живого» Ленина, покоящегося в своем стеклянном саркофаге.
За мрачными стенами виртуального мавзолея прячется мощный ресурс «контркультурщиков» – молодых и не очень философов, публицистов и прочих революционно настроенных творческих личностей. Они выпускают в сети еженедельник «Ленин». Новаторам общественной мысли образ Ленина близок своей революционностью, и себя они считают революционерами человеческой мысли. «Злой Дзержинский велел эзотерику Щусеву заключить душу Ленина в магический зиккурат, держать там взаперти и питать ее психофизиологическими выделениями трудящихся, законсервировать Ленина в целях применения в качестве оружия массового поражения на случай Армагеддона, – поведал «НИ» Вадим Гущин. – Замаскированных сатанистов, желающих разрушить Мавзолей и вынести Его наружу, чтобы спровоцировать Армагеддон, мы предлагаем изолировать от Бога и общества».
Ильич оптом и в розницу
В последнее время под эгидой Владимира Ильича в России и за ее пределами стали появляться алкогольные напитки, в названиях которых используется светлое имя красного вождя. Компания Metro AG наладила выпуск водки «Ленинская», а в Запорожье местные креативщики решили выпускать знаменитые крымские вина под торговой маркой «Вождь», где «Сталин» – сухое столовое вино типа каберне, а «Владимир Ильич Ленин» – красный портвейн. Но большим спросом данная продукция не пользуется. «Эти вина покупают в основном ради прикола, – говорит автор идеи «Вождей» Виталий Жеребко. – Все-таки на Украине, особенно на западной, Ленина еще не забыли. Люди не готовы к тому, чтобы спокойно употреблять продукты с таким названием».
С мнением Виталия Жеребко оказались солидарны и столичные брендмейкеры. Несмотря на то что Ленин в России является хорошо раскрученным брендом, никто из современных коммерсантов так и не решился зарегистрировать Ленина как торговую марку. Почему? Российские брендмейкеры в своем мнении однозначны: они считают, что уж очень крепок кладбищенский мотив. «Пока Ленин находится в Мавзолее, его невозможно загнать в стереотипы и сделать из него торговую марку, которая будет работать в России», – в один голос говорят представители брендмейкерских контор.
Однако эта черта российской ментальности не смутила швейцарцев. В начале этого года товарный знак Lenin, включая русскую транскрипцию этого слова, был зарегистрирован в Международной организации по интеллектуальной собственности компанией Human Bios Gmbh из швейцарского города Кройцлингена. Эта фирма специализируется на производстве медицинского оборудования, ее главный конек – суперсовременные фильтры воздуха для помещений. Зачем же понадобился швейцарцам Ленин, мы поинтересовались у главы компании Фредерика Кистерса.
«Псевдоним вождя пролетариев – Ленин – известен во всем мире. Он на слуху даже у каждого бюргера, который только и занимается тем, что выращивает свеклу, и не вылезает из огорода, – поведал «НИ» господин Кистерс. – Мы запатентовали эту марку, потому что Ленин уже является готовым брендом. Его не надо раскручивать. У любого знаменитого бренда, конечно, есть своя история. История о том, как Форд придумал конвейер, как японцы сделали плеер, как в сарае собрали первый компьютер Aplle. История придает бренду солидность, романтический ореол и многое другое. Такой великой истории, которая стоит за именем Ленина, нет ни у одного известного бренда. Сначала мы планировали выпускать под этой маркой кофе, какао, сахар, косметику, одежду, обувь, алкогольные напитки и начать именно с России. Но провели у вас социологическое исследование, и стало ясно, что ваши люди, может быть, еще до конца не готовы к восприятию этой марки. Существует определение, что бренд – это своего рода рукопожатие, которым пользуется поколение за поколением людей в качестве знака, что совершенная сделка является хорошей. Мы не уверены до конца, что с именем Ленина у вас в стране связаны только положительные ассоциации и «добрые» рукопожатия. Поэтому, скорей всего, мы начнем продвижение бренда Lenin с Европы. Хотя признаюсь вам, проект «Ленин» нами еще до конца нами не утвержден. Слишком много ответственности».
ЕДИНСТВЕННЫЙ ЖИВУЩИЙ НЫНЕ ПОТОМОК СЕМЬИ УЛЬЯНОВЫХ, ПЛЕМЯННИЦА В.И. ЛЕНИНА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА УЛЬЯНОВА:
— Сразу после смерти Владимира Ильича его вдова Надежда Крупская направила в ЦК партии заявление об отказе от наследства, потому что искренне считала, что все авторские права на издание произведений Ленина принадлежат Коммунистической партии. Прошло время, и Ленин теперь принадлежит всей России. Когда я была помоложе, я пыталась отстаивать честь своего великого родственника. Когда, например, в Донецке появились рекламные плакаты, на которых актер, загримированный под Ильича, предлагал покупать «самую буржуйскую керамическую плитку», это было возмутительно. Тогда мы подняли всех донецких коммунистов и добились запрещения этой рекламы. Теперь возраст и здоровье не позволяют мне кем-то судиться, да и желания особого нет. Конечно, если, прикрываясь именем Ленина, кто-то будет выпускать водку, я категорически против. Ведь Владимир Ильич был глубоко не пьющим человеком. А если вещь нужную и полезную, то почему бы и нет?
ДОРОГОЙ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
Полное собрание В.И. Ленина в 50 томах – от 100 до 300 у. е в зависимости от состояния. Недорого, ведь Ленин в СССР был самым издаваемым автором в и его тиражи зашкаливают за миллионы.
Портреты Ленина: работы современных художников – 300-500 у.е., классики соцреализма – 3-5 тыс. у.е. Работы мастера поп-арта Энди Уорхола от 15 до 700 тыс. у.е.
ЛЕНИН НА ЗАКУСКУ
Имя Ленина часто используется в названиях баров и ресторанов за границей. В Ирландии есть молодежный паб под названием «Ленин бар». Есть бары с аналогичными названиями в Израиле и Португалии. В Сардинии, на курортном побережье, большим успехом пользуется ресторан «У Ленина». Когда-то «красный» шахтер из Монтевеккьо назвал сына в честь вождя мировой революции. В 15 лет этот мальчик нашел место мойщика посуды. Затем он стал помощником повара, потом – официантом. Ленин очень быстро освоил профессию и вернулся на Сардинию. В 20 лет он открыл свой первый ресторан в Лотзораи. В 1989 году, когда пала Берлинская стена, он открыл в Тортоли ресторан «У Ленина»: на кухне – супруга, у столиков – сам хозяин. А помогает им сын Юрий, который обязан своим именем симпатии папочки к первому российскому космонавту.
ЛЕНИНА ВОРУЮТ
В 2001 году портрет Ленина работы Энди Уорхола был похищен в Кельне. Картина исчезла со склада фирмы, специализирующейся на транспортировке предметов искусства. Работа Уорхола была продана за 652 тыс. долларов владельцем одной из художественных галерей Мюнхена частному коллекционеру, имя которого не называется. Похищенное полотно представляет собой изображение вождя мирового пролетариата на голубом фоне.
Как продаются вожди
Британский премьер-министр Уинстон Черчилль был страстным поклонником отменных кубинских сигар. Пристрастие знаменитого британского политика сделало его имя названием целого формата сигар Churchill. А несколько лет назад сигары марки Churchill начали выпускать и в Никарагуа.
В честь президента США Теодора Рузвельта был назван медвежонок «Тедди». «Мамой» медведя можно назвать Маргарет Штайф, основательницу немецкой фирмы по производству мягких игрушек. В 1903-м на Лейпцигской ярмарке она впервые представила новую забаву – медвежонка с лапками на шарнирах. Как раз в это время граждане США умилялись тому, что президент Рузвельт, охотясь, не смог застрелить медвежонка. Имя новой игрушке, поступившей на американский рынок, долго искать не пришлось.
В 2000 году Йислам Бенладен, сводный брат Усамы бен Ладена, намеренно изменивший написание своей фамилии, зарегистрировал торговую марку BinLaden – так в латинской транслитерации пишется имя «террориста №1» – и начал продажу сувенирной продукции и одежды с изображением своего брата. После терактов 11 сентября власти Швейцарии сочли неэтичным продолжать использование этой торговой марки.
Кстати, использование имени и образа известного латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары отныне будет регулироваться международным законодательством. В июне 2004 года на Кубе начал свою работу исследовательский центр, который будет заниматься контролем над упоминанием имени Че в торговых марках и товарных знаках
В 2002 году нью-йоркские производители колбас выпустили новый продукт, торговой маркой которого стало имя Иосифа Сталина. Новый продукт «Сталинская копченая колбаска» появился во многих русских ресторанах и на местных рынках. В связи с этим в Нью-Йорке прошли массовые акции протеста выходцев из СССР.
Что касается нынешних российских политиков, то их именами чаще всего называют водку. Во Франции выпускается водка Boris Yeltsin, в Германии ранее выпускалась водка имени Михаила Горбачева, в Литве – водка Vladimir Putin. А Владимир Жириновский и Владимир Брынцалов, также боровшиеся за право руководить страной, открыто давали водкам свои имена.
Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев в 2003 году зарегистрировал торговые марки «Горбачев» и «Горби», в связи с тем, что в Нижнем Новгороде была произведена водка, на этикетке которой без разрешения был напечатан его портрет.
ОКСАНА СЕМЕНОВА
«Новые Известия»
05.11.04
пятница
***