Розы-утопленницы

«В эти выходные не смогу, — смутился Сергей Сергеевич, когда мы стали договариваться о встрече, — зима на носу, а меня почти месяц не было. За лапником в лес ехать надо, гортензии укрывать, яблони от зайцев обвязать, да и розы до сих пор не утопил!»

Последнее обстоятельство меня заинтересовало более всего. Нет, я, конечно, в курсе, что Сергей Сергеевич держит отличную коллекцию роз (причем большой энтузиаст разведения корнесобственных, а не привитых), однако цветоводы большей частью приумножают растения, чем… Хотя и прудик у него на участке вроде имеется, причем не маленький. Почему-то сразу вспомнился маркиз де Сад, который в своих записках целую главу посвятил «садовому» вопросу: «Как в особо извращенной форме можно издеваться над розами?»

Впрочем, в случае с Сергеем Сергеевичем все довольно быстро прояснилось, и я хохотал от всей души над своими подозрениями. Все дело в том, что черенки корнесобственных роз окореняются очень легко, но короток теплый сезон нашего северного климата, поэтому достаточно сильная корневая система развиться так и не успевает, а если оставить их спать до весны с одним каллюсом, то, ясное дело, проснутся из них немногие. Можно, конечно, перенести саженцы зимовать в холодную оранжерею, но, увы, далеко не в каждом хозяйстве она имеется, а поставить на окошках сотню-другую горшочков смогут только те, у кого общая длина подоконников не меньше 20 метров. Вот Сергей Сергеевич и пользовался простым, но очень остроумным способом укрытия черенков. Осторожно, чтобы не попортить хрупкие корнеобразования, паковал их в пакет с мхом-сфагнумом, потом этот пакет вкладывал в другой, плотно обвязывал и топил в пруду (привязав груз).

Такой способ хранения посадочного материала до весны можно применять и в том случае, если вам надо получить нераспустившиеся черенки для прививки к концу весны. До конца мая вода на глубине 1,5-2 метров не прогреется, к тому же на дне достаточно темно, и какие бы выкрутасы ни преподнесла погода, будьте уверены, что «утопленников» резкие перепады температуры не коснутся. Проверить пакетики перед погружением на герметичность достаточно просто, стоит их только опустить в воду и убедиться, что пузырьки на поверхность из предательской дырочки не сочатся. Мох-сфагнум гигроскопичен и хорошо держит определенный уровень влажности, к тому же обладает хорошими бактерицидными качествами. Правда, для надежности Сергей Сергеевич клал в каждый пакет с розами кусочек хренового корня (в качестве дезинфекции от всяких вирусов и прочей заразы), но, я думаю, это уже причуды капризного художника. Как-нибудь хочу попробовать схоронить таким же образом «в притопе» корни георгин или монтбренции.

Сергеич уверял, что в разгар лютой зимы температура на дне была не менее +3 градусов. Метод, как я уже потом выяснил, не новый, так что если кто накопил достаточно опыта, сообщите — обнародуем.

Однако нас с вами в эту пору гораздо больше интересуют методы укрытия роз, которые остаются на зиму в открытом грунте. Вот на днях в радиоэфире «Палисада» была одна из опытнейших розоводов страны — Александра Ивановна Теорина, которая более 17 лет руководила секцией роз в клубе «Садоводы Москвы». Практически всю получасовую передачу мы посвятили зимнему укрытию, однако все равно эфирного времени не хватило, и наша газета дает возможность донести до новичков многие очень важные моменты, которые я уточнил у Александры Ивановны уже потом, в приватной беседе.

Что общего у роз с картошкой?

На самом деле не так уж мало, даже в названии (картофель — по латыни «солянум тубироза»), а еще и тех и других обязательно надо окучивать! Только если картошку — летом, то розы — осенью. Первое, на что я после эфира пожаловался А.И. Теориной, — не хватает времени. Уже месяц, как до дачи не могу доехать, так и стоят мои розоньки неукрытыми. «Это не смертельно, — участливо вздохнула Александра Ивановна. — А вот окучить их надо было обязательно!» Лучший способ убедить что-либо делать, это — доходчиво объяснить, зачем это нужно.

Начну издалека: посмотрите в окно. Видите там абсолютно зеленые деревья и кустарники? Это — южане, интродуценты из более теплых краев, которые так и не научились пока сбрасывать листья на зиму (некоторые виды тополей, белая акация, сирень и большинство травянистых однолетников: бархатцы, петуньи, настурция и др.). Большинство красивых сортовых роз тоже не живут по местным климатическим понятиям. Если их не трогать, то до самого снега будут стоять с цветками и бутонами, а это свидетельствует о том, что процесс довольно активной вегетации у них от холодов не приостанавливается. Когда грянет мороз, красавицы, конечно, грустно повесят обмороженные «уши», у них сразу сморщатся и обмякнут не успевшие одревеснеть побеги, но самое страшное другое: от холода «кровь застынет в жилах». Иными словами, соки превратятся в лед, и произойдет то же самое, что происходит на морозе со стеклянной бутылкой с водой (это, надеюсь, знают все). В результате образуются морозобоины — разрывы коры, причем самое уязвимое в этом отношении место — это корнешейка (где проходит шрам от прививки). Если вовремя такую беду заметить, то можно растения подлечить (продезинфицировать ранку, замазать садовым варом, обмотать пластырем), а если пустить все на самотек, то под действием постоянно меняющихся температур и влажности клиническая картина будет неуклонно ухудшаться. Начнут сочиться соки, и в ранку наверняка проникнут болезнетворные бактерии.

Эх, если бы маркиз де Сад знал, столько мучений могут доставить цветам нерадивые садовники, то стыдливо разорвал свои гнусные наставления, как издеваться над розами с помощью кипятка и кислоты.

Так вот, для того чтобы этого не произошло, надо: своевременно прищипнуть все бутоны, срезать цветки и невызревшие зеленые побеги и окучить розовые кусты сухим песком. Некоторые предпочитают это делать торфом или торфяными смесями, но А.И. Теорина совершенно справедливо предупреждает, что торф хорошо поглощает воду, но крайне неохотно с ней расстается. Поэтому в укрытии будет повышенная влажность, что нашим красавицам категорически противопоказано. «Розы должны уходить на зимовку сухими!» — любит повторять Александра Ивановна. Песок, в этом смысле, — более подходящий материал, поскольку так же легко отдает влагу, как ее забирает. Кстати, в моей практике даже весьма капризные сорта роз, всего лишь обрезанные и окученные песком, успешно зимовали без всякого укрытия (если погода не преподносила подлых сюрпризов).

Моделей много — принцип один!

Именно так уместнее всего начать разговор о способах воздушно-сухих укрытий для роз. За последние годы мне доводилось встречать различные конструкции — от истинных шедевров малых архитектурных форм до простейших сооружений из того, что попалось под руку. Все они были выстроены по одинаковым принципам: внутри должен быть сухой воздух, влага не должна застаиваться, а растения не должны соприкасаться со стенками самого укрытия. Очень важно понять, что работы по укрытию начинаются с момента посадки роз, продолжаются все лето, а осенью лишь подходят к логическому завершению!

Первое: с самого начала, когда вы сажаете розы, распределите растения по группам и подумайте, насколько компактно их разместить на участке, чтобы и теснота обидной не оказалась, и укрывать потом легче было.

Считается, что самый большой в мире розовый куст растет в американском городке Тумстоун (штат Аризона), его ствол в обхвате достигает 4 метра 9 сантиметров, а площадь кроны — 740 квадратных метров. Возраст этого супергиганта — 119 лет, однако это далеко не самый старый представитель своего племени. Древнейший в мире розовый куст холят и лелеют немецкие садоводы в городе Гундельсгейме, возраст его колеблется от 800 до 1000 лет.

Однако ученые считают, будто «королева цветов» появилась на свет гораздо раньше, около 35 миллионов лет назад. За это время люди получили сотни сортов, которые объединили в 30 групп (не пугайтесь, у нас принято делить их на гораздо меньшее количество), поэтому, первое, что вы должны выяснить, покупая саженец, — к какой садовой группе он принадлежит, что это у вас за роза (чайно-гибридная, плетистая, полуплетистая, флорибунда, полиантовая, парковая и т.д.)? От этого будет зависеть то — как, где и с кем рядом вы будете сажать ее в вашем саду.

Второе, как перезимует ваше растение — напрямую связано с тем, как вы за ним ухаживали на протяжении всей его вегетации. Одинаково плохие шансы перезимовать благополучно — как у истощенного куста, не знавшего подкормок и заботливых поливов, влачившего жалкое существование на скудной, тяжелой земле, так и у перекормленного азотом, слишком щедро залитого водой, разогнанного до такого безудержного роста (в ущерб цветению), что остановить его могут только суровые морозы.

Лучше всего укрывать розы дважды: сначала — легко и только потом — основательно. Во всяком случае А.И.Теорина (после 20-летних экспериментов) убеждена, что именно такая стратегия обеспечивает наибольшую выживаемость и способствует обильному цветению.

В разгар осенних листопадов необходимо помочь розам избавиться от листьев, цветков и бутонов, обработать их противогрибковыми препаратами (бордосской жидкостью, железным или медным купоросом), окучить и пригнуть к земле, подвязав побеги таким образом, чтобы они образовали «арочки» чуть ниже, чем каркас будущего укрытия. Очень важно это сделать вовремя, пока ветки гибкие. При первых морозах, когда соки в «жилах» заледенеют, они станут хрупкими и ломкими.

Крыша не должна поехать

Чуть позже можно установить каркас, который напоминает маленькую тепличку. Форма крыши может быть традиционная — «домиком», полукруглая или плоская (на такой лучше будет задерживаться снег, но тяжелее нагрузка на опоры). Сам каркас может быть изготовлен из металла (труб, профиля, арматуры, прутьев, проволоки) или из дерева. Для простоты понимания принципов устройства укрытия представьте его в виде обычной двускатной крыши. Пока мы установили только стропила и обрешетку. Как только зарядили холодные осенние дожди, набрасываем на каркас полиэтиленовую пленку (как ее закрепить, это уже ваша индивидуально-творческая задача). Очень важно, чтобы оставались открытыми торцы — «фронтоны», тогда влажный воздух не будет задерживаться под крышей. Пока главная задача навеса — сохранить сухость почвы, поэтому, если место будет подтапливаться, прокопайте «обводной канал», чтобы потоки воды с крыши не заливали растения.

В таком домике вашим розам не страшны даже легкие заморозки, поэтому воздвигать постоянное укрытие нужно только тогда, когда земля проморозилась и установилась стабильная минусовая температура. Вот тут-то вы и снимите пленку, застелите крышу рубероидом, закроете торцы-фронтоны и снова положите полиэтилен, только уже поверх рубероида. Если оставить пленку внизу, то на ее поверхности может собираться обильный конденсат, и влажность в укрытии будет выше нормы.

Принцип воздушно-сухого укрытия, о котором мы вам поведали, был разработан и опробирован в богатейших розариях Главного ботанического сада им. академика Цицина. Теперь, когда он вам окончательно понятен, можете изобретать и фантазировать, сколько угодно, с учетом особенностей именно вашей местности и именно вашего хозяйства, используя при этом подручный материал. Хотя, что касается более выносливых и неприхотливых розовых групп (например, парковые или плетистые), то можно ограничиться подстилкой (дерево, рубероид, пенопласт или любой другой материал, не пропускающий влагу) и «одеялом» из лапника или соломенных матов. Лапник желательнее, поскольку еще и грызунов отпугивает. Кстати, Александра Ивановна Теорина открыла стратегический секрет, как можно отвадить мышей от розовых укрытий, — достаточно разбросать там клочки паленой шерсти, запах которой они на дух не переносят.

Еще один вопрос, который часто задают начинающие садоводы: как обрезать на зиму розы? Большинство членов секции роз клуба «Цветоводы Москвы» советуют не увлекаться осенней обрезкой (зачем растениям лишний стресс?), а отложить, что хирургические ампутации, что модельные стрижки, до весны.

Ну вот теперь вы знаете, чем заняться в ближайшие выходные, а мне остается приоткрыть новичкам завесу главной тайны: укрыть розы — это даже не пол, а треть дела, главное — правильно и вовремя их потом раскрыть. Но об этом лучше поговорим весной.

«Российская газета»

Дата публикации 5 ноября 2004 г.

Рубрику ведет комментатор «Радио России» Александр Хабургаев — ведущий ежедневной утренней рубрики «Палисад» на радиостанции «Маяк-24». Каждую субботу с 10.30 до 12.00 в программах «Большой палисад» и «Домашний ковчег» (103,4 FM) по тел. 247-21-83 вы можете задать свои вопросы в прямом эфире как самому автору, так и его гостям. Замечания и предложения также можно присылать по электронной почте на наш адрес: [email protected].

«Российская газета»

*