Тотальное обновление. С рынком строительных материалов и товаров для дома знакомился корреспондент ГАЗЕТЫ Сергей Рябов
Ремонт нельзя закончить, его можно только остановить. Но если вы только начинаете переделку своего жилища, надо изучить рынок строительных материалов и товаров для дома. В этом случае можно найти приемлемые по качеству и по цене предложения.
«Спрос есть, а вот предложений пока недостаточно»
Годовой оборот строительных супермаркетов и рынков в России, по данным компании Jones Lang LaSalle, составляет от 5 до 6 млрд. долларов. На Московский регион приходится почти треть — около 2 млрд. долларов в год.
Сравнительно небольшой (по европейским меркам) объем столичного рынка стройматериалов и предметов интерьера можно объяснить нехваткой современных торговых площадей, на которых могли бы разместиться новые магазины и супермаркеты. Дело в том, что по количеству торговых площадей международного класса Москва сильно отстает от европейских столиц. По оценкам консалтинговой компании Stiles & Riabokobylko, к концу 2004 года этот показатель составит 68,5 кв. м на тысячу москвичей, то есть 0,07 кв. м на каждого жителя, а к концу следующего года — 100 кв. м на каждую тысячу горожан. Между тем среднеевропейский показатель составляет 147 кв. м на тысячу жителей. Понятно, что при таком количестве торговых площадей удовлетворять потребности покупателя в товарах для дома (будь то отделочные материалы или предметы интерьера) у супермаркетов пока не получается.
«Экономика России находится на подъеме, благосостояние граждан потихоньку начинает расти, недвижимость скупается еще на уровне котлована. Ну и как следствие всех этих тенденций — пик популярности рынка строительных материалов. Этот рынок еще не заполнен, сегодня на нем есть место и для новых, пока не известных нам игроков. Для покупателя не имеет значения, будут ли они западные или российские. Спрос есть, а вот предложений на этом рынке пока недостаточно», — считает Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6.
Сейчас торговые сети активно инвестируют в строительство и развитие, предполагая вернуть все вложения за счет растущих продаж. На столичный рынок вышли и крупные иностранные игроки, например OBI и «Леруа Мерлен». Эксперты отмечают, что их появление провоцирует изменения рыночной структуры. «Если раньше фактическим монополистом этого рынка была сеть «Старик Хоттабыч», то с приходом на рынок активных международных игроков можно говорить о постепенном изменении рыночных долей», — считает Марианна Романовска, старший консультант компании Jones Lang LaSalle.
Давно здесь сидим
Розничная сеть «Старик Хоттабыч» насчитывает на сегодняшний день 20 магазинов в Москве. В прошлом году оборот сети составил, по оценкам журнала Forbes, примерно 180 млн. долларов. В товарном каталоге компании — около 29 990 наименований, причем встречаются как самые простые аксессуары и предметы повседневного пользования, так и эксклюзивные товары. Поэтому вилка цен на продукцию достаточно большая. Так, рулон самых простых бумажных обоев можно купить всего за 99 рублей, текстильные итальянские обои обойдутся в 450 рублей за рулон, а французские флизелиновые обои продаются уже по 990 рублей за рулон. Цены на керамическую плитку колеблются от 10 до 60 рублей за штуку, а стоимость керамических панно достигает 24 тысяч рублей.
Полипропиленовые бельгийские ковровые дорожки можно купить за 970 рублей, а бельгийские шерстяные ковры обойдутся в 3816 рублей. Линолеум производства Югославии или Бельгии можно приобрести за 169 рублей за кв. метр.
В «Старике Хоттабыче» можно найти практически любую сантехнику. Цены на кухонные смесители начинаются от 850 рублей, на душевые кабины — от 9000 рублей. Чугунные ванны можно купить за 8,5 тысячи рублей. Цены на подвесные люстры — от 1300 рублей, на настольные светильники — от 250 рублей.
Единственный серьезный пробел магазинов этой сети — мебель, которая представлена лишь элементами кухни и ванной комнаты. Вся продукция разделена по отделам, в которых легко ориентироваться. Купленный товар доставляется домой в пределах МКАД. Если необходимо, можно дополнительно заказать установку купленного оборудования. В магазине существует кредитная система расчетов и действует система скидок для постоянных клиентов — по дисконтной карте, которая дает 5-процентную скидку на последующие покупки. Есть и индивидуальные скидки — при покупках на сумму свыше 60 тысяч рублей. Все остатки прошлых коллекций распродаются со скидкой 10-15%, сеть также использует сезонные снижения цен.
В 1998 году у «Старика Хоттабыча» появился конкурент в лице торгового комплекса «Твой дом» на 24 км МКАД, владельцем которого является компания «Крокус Интернешнл». В октябре 2001 года девелоперская компания Араса Агаларова открыла ТК «Твой дом» на 66 км МКАД. Площадь этих магазинов составляет соответственно 66 тысяч и 50 тысяч квадратных метров. В прошлом году оборот этих двух супермаркетов составил 140 млн. долларов.
В «Твоем доме» можно найти практически все, начиная от клея для обоев и мебельных гарнитуров из вишневого дерева до газонокосилок и салфеток. Представлены по большей части дорогие товары (например, обои стоят от 500 до 800 рублей), но можно найти рулон и за 30 рублей. Расценки на ковролин — от 176 до 999 рублей за кв. м, на линолеум — от 159 до 559 рублей за кв. м. Отечественная керамическая плитка обойдется в 300-350 рублей за кв. м, импортная — в 700-1400 рублей за кв. м. Спальня из последней коллекции обойдется в 4-6 тысяч долларов. В магазинах сети большой выбор бытовой химии, посуды, садового инвентаря. Здесь можно также купить автомобили и мотоциклы, газонокосилки и снегоуборочную технику.
В случае мелкооптовой покупки покупателям предоставляют возможность покупать товар напрямую у поставщиков, им также предоставляют дополнительные скидки.
Магазин-склад
В ноябре прошлого года российским строительным супермаркетам пришлось потесниться: немецкая сеть OBI открыла в Москве два магазина (площадью 16 тысяч кв. м каждый).
На сегодняшний день в эту сеть входят 486 магазинов в 11 странах мира, оборот OBI в 2003 году составил 6,2 млрд. евро. В строительство двух супермаркетов в России компания вложила 20 млн. евро.
Формат OBI — do it yourself (DIY) — подразумевает магазин-склад, в котором размещено более 60 тысяч наименований продукции. Ориентироваться в этом разнообразии достаточно просто, чему способствуют специальные указатели. Поскольку сеть занимается не только домашним интерьером, но и садово-дачным, около четверти магазина занимает оранжерея, в которой выставлено большое количество садовых и декоративных растений.
Когда год назад OBI пришла на российский рынок, ее представители сразу же заявили о том, что «не хотят оскорблять покупателей высокой ценой товара». Действительно, уровень цен ниже, чем у конкурентов. Обои можно купить за 25-30 рублей за рулон, а в период специальных акций — за 19,9 рублей, ковролин можно найти по 100 рублей за кв. м. Самый простой смеситель для ванной обойдется в 600 рублей, качественный смеситель для кухни можно купить за 999 рублей. Такие цены объясняются тем, что компания имеет возможность привлекать более дешевые иностранные кредиты. Однако качественные товары зарубежных производителей по цене вполне сравнимы с конкурентами.
В августе этого года на российский рынок вышел еще один крупный международный игрок — французская сеть «Леруа Мерлен», магазин которой открылся на Осташковском шоссе. Сеть была основана в 1923 году, на сегодняшний день насчитывает 258 магазинов во Франции, Испании, Португалии, Бразилии, Польше. В прошлом году «Леруа Мерлен» выкупила в общей сложности 60 магазинов OBI (во Франции), AKI (во Франции, Испании и Португалии). Суммарный оборот сети в 2003 году составил 4,8 млрд. евро. Площадь магазина составляет 12 тысяч кв. м. Ассортимент схож с OBI, цены тоже приемлемые. Так, обои можно купить за 22-379 рублей за рулон, тюль — за 83-790 рублей. Керамические раковины стоят от 350 до 1800 рублей, керамическая плитка — от 220 до 1500 рублей. Цены на ванны колеблются от 4100 до 8000 рублей, сауну можно купить за 75 тысяч рублей.
Мебельные конкуренты
Первый магазин шведской сети IKEA открылся в марте 2000 года в Химках, второй — на пересечении МКАД и Калужского шоссе спустя полтора года. Магазины IKEA расположены в 43 странах мира, суммарный товарооборот в 2003 финансовом году (с 1 сентября 2002 по 31 августа 2003) составил 11,3 млрд. евро.
Отличительная особенность IKEA заключается в том, что сеть торгует мебелью в разобранном состоянии (в торговом зале могут увидеть, как тот или иной предмет вписывается в интерьер). Цены назвать низкими нельзя. Так, шкаф можно купить за 3690-5995 рублей, журнальный столик — за 2990-3990 рублей. Кресло или табурет обойдутся в 1290 рублей, рабочий стул — в 4900-11 500 тысяч рублей. Диван-кровать стоит 19 990 рублей, стол — 2990 рублей. Настольную лампу предлагают за 1290 рублей. Набор для ванной комнаты, например, стоит 600-800 долларов. Интересно, что деревянную мебель придется дополнительно обработать воском или маслом.
Цены на товары для дома и, правда, ниже, чем в других магазинах. В ассортименте около 12 тысяч наименований. Если на покупку не хватает денег, в магазине можно оформить банковский кредит в размере от 10 до 90 тысяч рублей на срок до 2 лет с правом досрочного погашения. Однако процентная ставка по кредиту достаточно высокая — 20% годовых. Для оформления кредита понадобятся паспорт и еще один документ, удостоверяющий личность (военный билет, пенсионное удостоверение, загранпаспорт, водительские права).
Если купленная вещь не вписалась в интерьер, магазин в течение 30 дней может обменять ее или вернуть деньги при наличии чека и упаковки. Однако обратно не принимаются ткани и жалюзи, распакованные матрасы и постельное белье, растения и уцененные товары, а также товары, бывшие в сборке и поврежденные после покупки.
В IKEA своим конкурентом считают торговый комплекс «Гранд». В ассортименте магазина не только отечественная и импортная мебель, но и спорттовары, осветительные приборы, камины, сантехника, игрушки и подарки. Мебель в «Гранде» можно купить абсолютно любую — классику, модерн, хай-тек, барокко, минимализм, арт-деко, мебель в японском и скандинавском стилях. Причем можно выбирать как отдельные предметы интерьера, так и гарнитуры. Отдельную группу составляет офисная секция. Ценовой уровень зависит от производителей и от класса изделия. Товары эконом-класса можно купить в пределах 1-25 тысяч рублей, цены на эксклюзивные гарнитуры достигают 130-150 тысяч рублей. Доставка товара включена в стоимость. Если товар дороже 3000 рублей, предусмотрена возможность покупки в рассрочку: 80% от стоимости товара придется заплатить сразу, остальное — в течение полугода. Правда, придется выложить еще 10% сверх стоимости товара. При каждой покупке клиент получает 3-процентную скидку на следующее приобретение.
Как сэкономить на покупке стройматериалов
Несмотря на возрастающую популярность супермаркетов и торговых комплексов, строительные рынки не теряют своих клиентов. «Наши покупатели в общей массе пока не избалованны сервисом и культурой покупки стройматериалов. Люди сразу направляются на привычные строительные рынки, где пусть не в лучших условиях, но, по слухам, за меньшие деньги, в одном месте можно купить все, что нужно для ремонта», — рассказал ГАЗЕТЕ Юрий Данилюк.
Цены на рынках действительно несколько ниже, чем в крупных торговых центрах. Так, на стройрынке на Ярославском шоссе можно купить обои по цене от 45 до 90 рублей за рулон, ковролин по 140-350 рублей, линолеум по 95-500 рублей за кв. м. Квадратный метр отечественной плитки обойдется в 150-300 рублей, готовая шпатлевка стоит 100 рублей за 15 килограммовый сосуд. Межкомнатные двери можно приобрести за 1600-2500 рублей, раковины из нержавеющей стали стоят 800-1500 рублей.
Въезд на территорию стоит 10 рублей для легковых автомобилей и 20 — для грузовиков. Можно заказать доставку товаров на дом — это стоит 50 рублей за километр.
Рынок на Дмитровском шоссе несколько меньше по размеру. Однако ценовой уровень тот же, что и на Ярославском шоссе. На обоих рынках можно торговаться и в результате сбить цену на 10-15%.
Однако относительно низкие цены — пожалуй, единственный плюс рынков. Зато минусов несколько: торговые точки здесь расположены вразброс; искать нужный товар можно часами — а на холоде это особенно грустно; продавцы навязчивы и не отличаются вежливостью.
04.11.2004
***