Полторы сотни лет назад граф Лев Толстой начал свой роман «Анна Каренина» бессмертной фразой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково – каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С этим утверждением можно соглашаться или нет, бесспорно лишь одно – в обыденной, некнижной жизни семьи действительно бывают как счастливые, так и несчастливые. Спортивные семьи не исключение. Кстати, замечено, что спортсмены предпочитают создавать «ячейки общества» внутри своего, довольно узкого круга. Это, конечно, не правило, но таких примеров масса. «Новые Известия» расскажут о некоторых из них.

Сергей Евстигнеев и Ольга

Брусникина в свадебном антураже.

Неправильные мужья

Знаменитая американская легкоатлетка, олимпийская чемпионка в спринте Мэрион Джонс замужем уже второй раз. Первый муж быстроногой Мэрион толкатель ядра Си Джей Хантер выиграл в 1997 году чемпионат мира, был победителем крупных международных соревнований. На все турниры парочка Джонс – Хантер ездила вместе, и забавно было наблюдать за тем, как здоровяк Си Джей, сидя на трибуне, бурно переживал за свою хрупкую суженую. Помнится, однажды Мэрион во время забега травмировала ногу и с криком рухнула на беговую дорожку. Так Хантер, чей вес переваливает за полтора центнера, с ловкостью архара преодолел несколько рядов кресел и через секунды был рядом с Мэрион. Однако такая идиллия продолжалась недолго. Несколько лет назад Хантера поймали на допинге, дисквалифицировали, после чего Мэрион решила, что ей с таким мужем не по пути, и развелась.

Мэрион Джонс в крепких объятиях Тима

Монтгомери.

Разочарованный жизнью Си Джей оставил большой спорт, а Мэрион быстренько окрутила одного из лучших спринтеров мира Тима Монтгомери. Джонс даже родила ему сыночка Монти, но вот беда – новый муж Мэрион также оказался в центре допингового скандала, при этом втянул в него и жену. Громкое дело печально известной корпорации БАЛКО, которая готовила и продавала спортсменам препараты, скрывающие следы допинга в организме, ударило по альянсу Джонс – Монтгомери тяжелой кувалдой. Проверка выяснила, что на счетах корпорации были деньги, которые перевели туда Мэрион и Тим. Те, конечно же, упирались и вины не признавали, однако из-за всех этих разборок Джонс и Монтгомери «проехали» мимо Олимпиады в Афинах, на которой мечтали выиграть пять золотых медалей на двоих. Теперь обиженная на жизнь Мэрион крепко призадумалась о том, правильно ли она выбирала себе спутников жизни и не стоит ли ей сходить замуж еще раз. Может, с третьего раза все-таки удастся найти супруга, способного прожить без таблеток?!

Море счастья в бассейне

Большинству российских спортсменок, в отличие от Джонс, на мужей везет. Взять, например, трехкратную олимпийскую чемпионку по синхронному плаванию Ольгу Брусникину. Ее брак с ватерполистом Сергеем Евстигнеевым длится уже несколько лет, а долгие разлуки, без которых не обойтись профессиональным спортсменам, делают его только крепче, а любовь – сильнее. Брусникина познакомилась с будущим мужем, когда ей было 14 лет. Произошло это в гостях у тогдашней напарницы Ольги по дуэту Юлии Панкратовой. Ольга и Сергей долго встречались, но свадьбу сыграли только через семь лет. Семейная жизнь настолько затянула Ольгу, что после победы на Олимпиаде в Сиднее она решила оставить большой спорт и отправилась в Италию, где Сергей выступал за один из местных клубов. «Там я времени зря тоже не теряла. Работала с местными синхронистками, помогала им ставить программы. Но потом мы с Машей Киселевой решили вернуться в спорт – и… Ради спорта пришлось на время отказаться от самого дорогого и важного – от счастливой семейной жизни. Мы тренировались в Москве, а мой муж, которого я очень люблю, остался играть в Италии. Ведь наше с Машей решение вернуться в бассейн было немного спонтанным, а контракт же не разорвешь!» Впрочем, после того как Брусникина два месяца назад выиграла в Афинах свою третью золотую олимпийскую медаль, она может со спокойной совестью оставить спорт, воссоединиться с любимым мужем и наконец-то подумать о детях.

Супруг и сервисмен

Дмитрий Ляшенко (справа) помог жене

Юле выиграть на Олимпиаде

в Солт-Лейк-Сити золотую медаль.

В отличие от пары Брусникина – Евстигнеев, в лыжной семье Юлия Чепалова – Дмитрий Ляшенко уже растет дочка Олеся. Она родилась через полгода после Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити, где Чепалова выиграла свой второй чемпионский титул в лыжных гонках. Немалый вклад в победу Юлии внес ее муж, который также входит в сборную России. Правда, в Солт-Лейк-Сити Дима выступал в качестве сервисмена супруги – готовил ей лыжи для гонок. Юля труд мужа оценила высоко и после победы в олимпийском спринте сказала, что ее лыжи были готовы отлично. Да и вообще Чепалова не стесняется повторять, что ей с мужем повезло: «Дима замечательный человек. Впрочем, за другого я бы замуж и не вышла. Что же касается его спортивных успехов, так Дима, в отличие от меня, не так давно лыжами занимается, и я уверена, что победы к нему обязательно придут».

Ну а пока Ляшенко всеми силами поддерживает жену, которая после родов вернулась в спорт. Почти на все соревнования Юля и Дима ездят вместе, что очень их сближает. Кстати, Ляшенко помогает супруге не только на соревнованиях. Когда Юля согласилась сняться топлес для одного журнала, то муж неожиданно одобрил ее решение. Правда, далеко от себя не отпускал и весь съемочный процесс держал под контролем. Вполне возможно, что чемпиона из Дмитрия не получится (на первом спринтерском этапе Кубка мира в этом сезоне Ляшенко финишировал в пятой десятке), и он так и останется в истории мужем Юлии Чепаловой и просто хорошим человеком, благодаря которому его жена стала олимпийской чемпионкой. Что, согласитесь, тоже неплохо.

Интересный, но отнюдь не удивительный факт. Чепалова познакомилась со своим будущим мужем на предсезонных сборах (а где же еще?!). Поначалу никакой любви между Юлей и Димой не было – только приятельские отношения. В то время и у Чепаловой, и у Ляшенко были «другие интересы», которым они вместе и ходили на переговорный пункт звонить. Как позже рассказывала Юля, в один прекрасный момент между ней и Димой как будто разряд тока пробежал. У молодых людей словно глаза открылись, и они вдруг поняли, что на самом деле очень подходят друг другу. Кстати, Дима оказался на редкость ревнивым парнем. Он то и дело приставал к будущей жене с вопросами, любит ли она только его. Однажды Ляшенко в шутку запер Юлю в машине и отпустил только тогда, когда она сказала, что ей кроме него никто не нужен, а дальнейшее пребывание взаперти может закончиться тем, что она опоздает на тренировку. Тогда Дима отпустил олимпийскую чемпионку на свободу, но по жизни с тех пор они шагают вместе.

Наперекор сериалам

Вряд ли на свете существует вид спорта, который так же кишит слухами, сплетнями, интригами и пересудами, как фигурное катание. В нем так мало людей, которые подходили бы под определение «гений чистой красоты», что кандидатов на это звание поклонники немедленно возносят до небес. А затем нередко разбивают вдребезги о грешную землю…

Лучезарная улыбка Екатерины Гордеевой и мужественный взгляд ее партнера Сергея Гринькова – это лицо отечественного фигурного катания конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века. Выиграв четыре чемпионата мира и одну Олимпиаду, Катя и Сергей ушли в 1990 году в профессионалы и вскоре поженились. Через три года, когда участвовать в Олимпийских играх разрешили не только любителям, они вернулись – и в 1994-м вновь стали чемпионами. Но история этой пары оказалась трагичной: в 1995 году Сергей умер от сердечного приступа во время тренировки. И Катя осталась одна с трехлетней дочкой Дашей…

Трудно сказать, почему очень многие люди решили, что Гордеева, потеряв мужа, должна была пойти по пути Кончиты из «Юноны и Авось» и уйти в монастырь. Может, пересмотрели чрезвычайно популярных в то время латиноамериканских сериалов, далеких от жизни так же, как Америка от России. Разумеется, в жизни Екатерины рано или поздно должен был появиться новый мужчина. Но вряд ли кто-то ожидал, что им станет олимпийский чемпион 1998 года в Нагано Илья Кулик, который, как это часто происходит в фигурном катании, сразу после завоевания главного в карьере титула ушел в профессионалы и стал кататься в том же туре «Звезды на льду», где выступала Гордеева. Их стали часто видеть вместе, и они даже поставили парный номер. То, что у фигуристов роман, было очевидно – да они этого и не скрывали. Катя переехала к Илье в Калифорнию, где в июне 2001 года они поженились. В том же месяце у них родилась дочь Лиза. Почему многие восприняли все это, мягко говоря, очень настороженно, а называя вещи своими именами, в штыки – трудно сказать.

Жизнь семьи Гордеева – Кулик, в отличие от многих других звездных пар, не является достоянием общественности. Ни Катерина, ни Илья больше не являются постоянными членами «Звезд на льду». Выступают эпизодически, как приглашенные гости. Живут вновь на Восточном побережье США – в Коннектикуте. Вот уже два года подряд Гордеева приезжает на шоу Артура Дмитриева в Санкт-Петербург. Вместе с Дашей, которая, как говорят, весьма и весьма талантлива.

Допинг по имени Эмма

Рафаэль и Лив-Грет Пуаре успевают

поворковать даже на соревнованиях.

История любви биатлонистов норвежки Лив-Грет Скьелбрейд и француза Рафаэля Пуаре официально стала достоянием общественности на чемпионате мира 2000 года в Холменколлене. Оба завоевали по золотой медали в гонке с масс-стартом, а журналисты, разумеется, не пропустили мимо объективов их поцелуй, который для обычного обмена поздравлениями двух спортсменов был слишком страстным. Во время визита к королю Норвегии Харальду V Лив-Грет и Рафаэль все время держались за руки, после чего последние сомнения в характере их отношений отпали даже у скептиков. В том же году эти отношения стали официальными.

Внешняя стремительность этого брака обманчива: на самом деле у Скьелбрейд и Пуаре никакой любви с первого взгляда не было. Была долгая дружба, которая медленно, но верно переросла в романтическую связь. Лив-Грет и Рафаэль поженились тогда, когда поняли: друг без друга они не проживут.

Олимпийский сезон 2002 года должен был стать триумфальным для четы Пуаре. Но этого не произошло. Главным героем Игр в Солт-Лейк-Сити оказался Оле-Эйнар Бьорндален, выигравший четыре золотые медали. Столько же наград получила и семья Лив-Грет и Рафаэля. Но медалей высшей пробы у них не было. Три «серебра» и «бронза», конечно, тоже неплохо, даже более чем, но мечтали-то о «золоте»… Утешением для супругов стала беременность Лив-Грет. Она должна была родить в январе 2003-го. Удивительно, но это событие произошло аккурат в день рождения… Бьорндалена – 27 января. Рафаэль присутствовал при родах, срочно вылетев из Италии, где проходил очередной этап Кубка мира, в Норвегию. А увидев новорожденную дочь Эмму, забыл о спорте на несколько недель, проведя все это время с семьей.

Очень скоро, впрочем, биатлон вновь стал доминировать в жизни Лив-Грет и Рафаэля Пуаре. Молодая мать в рекордные сроки набрала форму и вышла на трассу. В полной боевой готовности был и отец. В результате сезон-2003/04 ознаменовался триумфом этой супружеской четы. Оба выиграли Кубок мира, а на чемпионате мира в Оберхофе завоевали семь золотых медалей на двоих! Что стояло на кону их семейного соревнования, неизвестно. Если обязанность мыть посуду до следующего мирового первенства в 2005 году, то это придется делать Рафаэлю. Он стал «всего лишь» трехкратным чемпионом мира, а Лив-Грет поднялась на высшую ступень пьедестала четыре раза.

У каждого атлета, который доминирует в своем виде спорта так, как это делают супруги Пуаре, обычно хватает недоброжелателей. Нынче таких успешных спортсменов модно обвинять в том, что, мол, «жрут» допинг. Но Рафаэль и Лив-Грет – исключение. Кажется, их любят все на свете. Кстати, очень много поклонников этих биатлонистов и у нас, в России. А рецепт высоких результатов прост. Их допинг – это семья. На все соревнования Рафаэль и Лив-Грет приезжают со своей дочкой, которая, хотя и доставляет хлопоты, является лучшим стимулирующим препаратом. «Ребенок – это лучшее достижение человека, – говорит Рафаэль. – Но золотые олимпийские медали получить тоже хочется. Мы постараемся сделать это в Турине».

Единство противоположностей

Штеффи Граф и Андре Агасси –

самая титулованная семья

мирового тенниса.

До 1999 года американца Андре Агасси и немку Штеффи Граф не связывало абсолютно ничего общего. Да, оба были теннисистами, причем весьма успешными, но на этом сходство и заканчивалось. Граф – девушка, к которой иного определения, чем «правильная», и не подберешь. С детства Штеффи настойчиво преследовала цель стать лучшей теннисисткой мира. Ни на какие соблазны не отвлекалась. В компрометирующих связях замечена не была. Семь лет была подругой немецкого автогонщика Михаэля Бартельса. О других мужчинах в жизни Граф ничего не известно, поскольку папарацци, поняв всю тщетность попыток запечатлеть ее в каком-нибудь сомнительном обществе, оставили ее в покое. А вот Агасси – это полная противоположность. Теннисный бунтарь. Поправ все правила этикета, он с юношеского возраста выходил на корт небритым, нестриженым и к тому же одетым черт знает во что. Тогда это была настоящая революция. Сразу по достижении совершеннолетия Андре стал постоянным персонажем светских хроник в желтой прессе. Основные темы – его роман с Барброй Стрейзанд, а затем женитьба на Брук Шилдс. Последнее событие чуть было не положило конец его теннисной карьере. Агасси так отвлекся от тенниса, что скатился во вторую сотню мирового рейтинга. Однако семейная жизнь с Брук не сложилась, и супругам пришлось развестись, причем со скандалом. В заключение этой истории Агасси заявил, что теперь он точно станет первой ракеткой мира и больше никогда не женится.

Первую часть своего обещания Андре исполнил очень скоро. Его возвращение на верхушку теннисной элиты запомнилось как одно из самых стремительных в истории. О второй части обещанного даже не вспоминали – она казалась совершенно неактуальной. Не вспомнили даже после того, как сразу после «Ролан Гаррос»-99 Агасси и Граф стали часто видеть вместе. Иногда в обнимку, иногда – целующимися. А когда Штеффи в августе того же года объявила об окончании карьеры, всем вдруг стало очевидно, что это очень серьезно. Граф сопровождала Агасси на всех турнирах, а тот в 30-летнем возрасте играл не хуже молодых. Четыре раза подряд на турнирах Большого шлема, включая тот самый счастливый «Ролан Гаррос», Андре выходил в финал и трижды становился победителем. В последний раз подобное удавалось только легендарному Роду Лэйверу в 1969 году…

Граф и Агасси поженились в Лас-Вегасе в октябре 2001 года. Причем сделали это тайно, чтобы не привлекать чрезмерного внимания. А через неделю – несколько раньше запланированного срока – Штеффи родила сына, которого супруги назвали Джейден Гил. Через два года в семействе последовало прибавление: на свет появилась дочь Джаз. Детям таких именитых родителей, разумеется, тоже прочат большое теннисное будущее. Так, одна из фирм пообещала выплатить Джейдену Гилу 10 млн. долл., если он в 2017 году, в возрасте 16 лет, примет участие в организуемом ею профессиональном турнире. Впрочем, много разговоров на теннисную тему до сих пор ходит и о его матери. Периодически появляются слухи о том, что Штеффи вернется в большой спорт и даже сыграет в паре со своим мужем. Но Граф опровергает такую возможность. «Нет, я уже не вернусь, – уверенно говорит она. – Иначе мне придется бросить детей на кого-нибудь еще, а я не стану этого делать. А шансы на то, что мы с Андре на каком-нибудь турнире сыграем в паре, я оцениваю как очень-очень маленькие».

РОМАН ВИШНЕВ, АНДРЕЙ СИМОНЕНКО

«Новые Известия»

05.11.04

пятница

«Новые Известия»

***