Недавно наша газета рассказывала о том, что в Киеве с разрывом всего-то в месяц у дилеров были изъяты крупнейшие партии амфетаминов и экстази. Стоимость каждой по ценам «черного рынка» составляла $40000. А вскоре после этого в ходе совместной операции оперативников Управления Службы безопасности Украины в Киеве и сотрудников милиции столичной области был задержан 23-летний житель Ирпеня с 400 граммами амфетамина.

Как видим, синтетическими наркотиками заражены уже не только мегаполисы, но и провинция. И популярность этих веществ среди молодежи, к сожалению, растет.

По одной из версий это происходит потому, что из-за перенасыщенности рынка на Западе синтетические наркотики резко падают в цене, вот контрабандисты и устремились на Восток осваивать «свежего» потребителя. Их реклама попадает, увы, на благодатную почву: «Танцуй без перерыва», «Лови от жизни кайф»… Играет свою роль и бытующее мнение, будто наркотики амфетаминной группы не вызывают зависимости. Это неправда, и «Сегодня» не раз писала о том, какое в них кроется зло. Но тревожная тенденция сохраняется. Поэтому мы возвращаемся к этой теме снова, опираясь на мнение как собственно потребителей, так и специалиста, знающего проблему не по наслышке.

«Я ПОНЯЛ, ЧТО НАХОЖУСЬ В ПЛЕНУ»

— Когда я первый раз попробовал «амф», даже не знал, что это такое. Мы с друзьями пришли на дискотеку, а перед этим у меня были трудные занятия в техникуме, — вспоминает 21-летний киевлянин Виктор. — Я быстро устал, решил идти домой спать, но компания, вошедшая в раж, не отпускала. «Глотни это, — сказал Колька, и протянул капсулу, — Классное лекарство.» Я послушался. Спустя недолгое время мир вокруг меня преобразился. Я почувствовал невероятный прилив энергии. Казалось захочу — взлечу! Девчонки вокруг — все красавицы! Музыка волшебная, краски — ярче не видел. Мне понравилось это ощущение, и на следующей вечеринке я снова попросил у Коли «пилюлю». Он объяснил мне, что это такое, и назвал цену. Деньги были, поэтому я купил сразу две капсулы. Вторую принял через два вечера, когда садился за курсовую. Такой работоспособности у меня еще не бывало. Решил, что буду принимать «амф» раза два в неделю. И сам не заметил, как втянулся. Когда «амфа» не было, ходил злой как черт, кидался на родных. Такой «облом» ко всему наступал, что жить не хотелось. Крепился, потом жалел себя и снова искал, где бы взять порошок, влезал из-за него в долги. Так прошло два года. Я до сих пор надеюсь, что избавлюсь от этой напасти, но не уверен, что хватит мужества.

Елена, которой сейчас 24 года, «подсела» на амфетамины, считая, что имела на то серьезную причину.

— Я очень много пила — и в компании, и одна. Муж по врачам водил, кодировать пробовал — не помогало. В Интернете вычитала, что те, кто принимает «амф», бросает пить. Попробовала — и правда тягу к бутылке сняло. Впервые за три года почувствовала себя бодрой и сильной. Прилившую энергию пустила в домашнее хозяйство. Раньше у меня по углам пыль клубками валялась, лень было за швабру браться, а тут мою-драю, и не устаю. Блюда начала новые выдумывать. Муж сначала был доволен, а потом заметил, что со мной опять творится неладное. Попробовала отказаться от таблеток, и снова все из рук начало валиться, водки захотелось, даже о самоубийстве начала думать. Боюсь, что если брошу «амф» принимать, то снова запью. Замкнутый круг: «амф» — страх — депрессия -«амф»…

СПЕРВА СКИДКА, ПОТОМ — ПЕТЛЯ

— Незаконный оборот синтетических наркотиков представляет серьезную угрозу для Украины, — считает Андрей Кожемякин, возглавляющий в СБУ управление по борьбе с международным наркобизнесом. — Стимуляторы амфетаминного ряда (САР) контрабандно поступают к нам из Германии, Нидерландов, Польши. Причем, из Польши поставки в последнее время расширяются. Это объясняется, в частности, наличием целого ряда «смешанных» преступных группировок, в состав которых входят как поляки, так и украинцы, россияне, белорусы, прибалтийцы. В начале 2002 года органы СБУ ликвидировали такую ОПГ, контролировавшую разветвленную сеть каналов поступления амфетамина из Польши в Украину и Беларусь. Аналогичное разоблачение было в 2003 году. В ходе одной из операций совместно с полицией Нидерландов был ликвидирован канал поставок психотропов из Голландии.

Замечено, что перевозкой таблеток психотропного действия через границу чаще других занимаются жители приграничья в Западной Украине. Курьеры из местных жителей могут обойти погранпосты, поскольку знают тайные тропы. В приграничных областях наркотик стоит дешевле, а уже ближе к Востоку дорожает. К примеру, в Киеве таблетка синтетики колеблется в пределах от $10 до $30. На стоимость влияет степень очистки и расфасовка. Капсулы, таблетки, кристаллы, порошок — от $5 до $15 за грамм, таблетка от $7 и выше. В той же Голландии оптовая цена составит порядка $4 за таблетку. Несложно подсчитать, какие барыши собирают реализаторы — за вечер дилеры могут заработать от $3000 до $5000. Торговцы свою клиентуру очень искусно завлекают — сначала дают амфетамин или экстази бесплатно, уверяя, что это безопасно. Так «угощают» несколько месяцев. Потом прекращают благотворительность и требуют деньги. Когда клиент не мыслит без стимулятора красок жизни, ему, как правило, предлагают испытать еще более сильные, более сладкие ощущения. И предлагают героин, делая поначалу «скидку». А по прошествии времени, когда из молодого человека выдоят все, что только можно, его переводят на дешевую «ширку». Это страшный омут, который поначалу кажется озером удовольствий.

«ВЫГОДНЫЙ ПРОДУКТ»

— Борьба с транснациональными группировками контрабандистов — это только один аспект нашей работы, — продолжает Анатолий Кожемякин. — Есть другой, не менее сложный. Сейчас налаживают производство синтетических наркотиков и в Украине. Перевозить наркотики — это всегда риск, да и цена высока. Вот и пытаются наркодельцы производить их на месте. В прошлом году сотрудниками СБУ были ликвидированы три лаборатории (две в Севастополе и одна в Киеве), в которых собирались выпускать заменитель героина — фентанил. Изъяли в общей сложности 41 кг «натурального» продукта. Почему «натурального?». Да потому что он еще разбавляется добавками и получается около 300 кг готового к употреблению вещества. К тому же, 41 кг фентанила эквивалентен более чем 2 тоннам героина. Кстати, он не уступал бы и в цене героину, шел бы по $30 за грамм. А вот грамм чистого фентанила оценивается в $200.

По сравнению с традиционными опиатами растительного происхождения синтетические наркотики типа фентанила обладают целым рядом «рыночных преимуществ». Это и относительно невысокая стоимость производства, близость к потребителям, доступность химикатов. К тому же фентанил в чистом виде легко спрятать при перевозке. С растительными же наркотиками много хлопот — надо посеять и вырастить урожай, собрать его, перевезти и переработать.

При этом затраты по созданию цехов для изготовления синтетических наркотиков по сравнению с прибылью просто мизерны. Чтобы оборудовать лабораторию, надо иметь $15000 — на аренду или покупку помещения, зарплату опытному химику и приобретение специального оборудования и химикатов. К примеру, в Полтавской области раскрыли нарколабораторию, оборудованную в гараже — там собирались выпускать галюциноген фенциклидин, известный за границей как «ангельская пыль». В подполье работал один человек — химик по образованию, а организаторы подвозили ему все необходимое. В Харькове в этом году была ликвидирована лаборатория по производству амфетамина, причем в самом начале своей деятельности. Трое дельцов успели изготовить только 60 грамм.

ЛЕКАРСТВО ВО ЗЛО

— Основанием для возбуждения уголовного дела может послужить выявление у человека всего одного грамма синтетического наркосодержащего вещества, будь то таблетка или порошок, — консультирует Андрей Кожемякин. — А вот ответственность за крупную партию начинается при выявлении 15 грамм вещества. Соответственно и наказание намного больше.

Служба безопасности занимается ликвидацией группировок, которые перевозят, производят и распространяют наркотики. Сейчас мы сотрудничаем с правоохранителями более чем пяти десятков стран по вопросам получения упреждающей информации о перемещении наркотиков. Очень активно содействуем с польскими спецслужбами по разработке и ликвидации преступных группировок, которые занимаются переправкой наркотиков в Украину, по выявлению различных ухищрений злоумышленников. Сегодня выявить наркотик очень непросто. Везут не только крупные партии, но и мелкие — от 100 грамм до полукилограмма. И прячут в самых разнообразных местах, вплоть до детских игрушек и колясок.

Правоохранители совершенствуют свои методы, но, к сожалению, и преступные технологии тоже не стоят на месте. Постоянно подпольные «химики» синтезируют и выпускают что-то новое. Каждый подобный препарат надо проверять, отсылать на экспертизу, решать, надо ли его на контроль ставить, как бороться с поставками. По некоторым препаратам возникают серьезные вопросы. Эксперты делают заключение, что данное вещество не относится к синтетическим наркотикам. Это так и есть, если рассматривать его как медпрепарат, принимать по назначению врача в нормальных дозах. А если дозы увеличивать, наступает реакция, сродни наркотическому опьянению. (Некогда «Сегодня» писала, что нынче наркоманы приловчились извлекать опасный кайф даже из таблеток, предназначенного для снятия симптомов простуды и гриппа. — Ред.).

— Синтетические наркотики — очень серьезная проблема, — резюмирует Андрей Анатольевич. — По некоторым предположениям, лет через десять они могут обогнать по массовости употребления растительные — такие как гашиш, кокаин, героин. Синтетические препараты многим кажутся привлекательные еще и потому, что их не нужно использовать инъекционно, дескать, ВИЧ не страшен, а остальное — пустяки. А по сути как растительные, так и синтетические наркотики ведут человека к одному — моральной и интеллектуальной деградации, раннему старению организма, скорой смерти.

СПРАВКА

Амфетамины, носящие в простонародье названия «фен», «спид» и пр. — это полусинтетический аналог эфедрина. По действию близки всемирно известному психостимулятору кокаину. Способны вызвать у человека на короткое время эйфорию, ощущение неутомимости и бодрости. Когда срок действия истекает, наступает обратный эффект — опустошенность, истощенность, раздражительность. При регулярном употреблении вызывают глубокую психологическую зависимость. При прекращении приема возникает синдром отмены: серьезное переутомление, глубокая депрессия, проблемы со сном, приемом пищи, мучительная жажда.

Алла ДУНИНА «Сегодня»

04.11.2004 | N 1894 | Полоса 23

Украинская газета «Сегодня»

*