Свои среди своих. Около тысячи самарских детей-инвалидов учатся в обычных школах, без приставки "спец" ("РГ")
В этом году 1 сентября Алеша Лавренов вместе со всеми пошел в школу, в 5 «б» класс. Точнее, не пошел, а поехал вместе с мамой на своей инвалидной коляске.
Вот уже второй год он учится в обычной школе, хотя первые четыре года своей школьной жизни провел в специализированном учебном заведении для таких же «колясочников». Но после четвертого класса его мама Надежда пришла к директору 91-й самарской школы и попросила принять его в обычный класс. Поскольку программа спецшколы заметно проще, чем в обычной, Алешу приняли, но только снова в четвертый класс, чтобы он мог догнать сверстников.
– В первые школьные дни я очень боялась, что Алешка окажется в классе изгоем, – говорит сегодня Надежда Лавренова. – Но все эти страхи оказались напрасны. Наоборот, он стал объектом повышенного и очень доброжелательного внимания даже мальчишек, не говоря уже о девочках. И если в прежней школе ему совсем не хотелось учиться, то нынешним летом он уже в июле заговорил о том, что соскучился по школе, по своим одноклассникам.
В Самарской области уже более 260 школ из 800 учат детишек с отклонениями в развитии или, как это теперь называется, с особыми нуждами, вместе с обычными недорослями. И учат вполне успешно.
А в тольяттинской школе № 69 из 600 таких учеников более 70 – это те, кто раньше был обречен учиться или в специнтернатах, или дома. Там совместное обучение по инициативе настоящей подвижницы этого дела, директора школы Антонины Чурсиной, началось еще восемь лет назад. С каждым годом таких учеников становится все больше. И каждой весной подавляющее большинство из них получают стандартный аттестат зрелости, с которым гораздо легче найти свое место в трудной взрослой жизни.
– Все ребята имеют равные права на выбор школы, – говорит главный специалист отдела специального и дополнительного образования и воспитания областного министерства образования и науки Ульяна Косарева. – Но до последнего времени дети с особыми нуждами не имели такого выбора. У них было только два варианта получения образования: или в специальном интернате, или на дому. После интерната, в котором, согласно действующим правилам, они не имеют права даже на обслуживание самих себя, выходили в социум абсолютно неподготовленными к самостоятельной жизни, по сути, иждивенцами. А при домашнем обучении, когда учебная нагрузка в три с лишним раза меньше обычной, у них после окончания обучения не хватало знаний. Поэтому и выбор профессии был у них ограниченным. Так что оба эти варианта по природе своей изначально ущербны.
Эта ущербность раздельной системы обучения и стала причиной того, что четыре года назад тогда еще департамент образования Самарской областной администрации взял курс на совместное обучение всех ребятишек школьного возраста. Детей с особыми нуждами обычно бывает около четырех процентов. Сейчас их в области порядка 15 тысяч. У 64 процентов из них стандартный медицинский диагноз – задержка психического развития. По словам многих педагогов, такой диагноз – это просто халтура медиков, которые не желают обременять себя дополнительными хлопотами по углубленному обследованию ребенка, чтобы на самой ранней стадии передать его спецпедагогам и психологам, к примеру. Между тем, чем раньше такие специалисты начинают работать с ребенком, тем быстрее возвращают его к норме. Сегодня даже глухой от рождения малыш, если с ним начать заниматься с рождения, к четырем годам может научиться нормально разговаривать, хотя при этом по-прежнему не слышит ни единого звука. И в результате сможет довольно легко учиться в обычной школе. А для ликвидации так называемой задержки психического развития зачастую достаточно постоянного психологического тренинга.
Поэтому одна из главных задач программы реабилитации, которая сейчас реализуется в Самарской области, – это задача подготовки ребенка к школе, исправление многих его недостатков еще в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует областная лаборатория ранней помощи, и такие службы есть в девяти территориальных образовательных округах из тринадцати. В прошлом учебном году коррекционное обучение дошколят в той или иной форме было организовано во всех городах и районах области. В результате доля детей школьного возраста с задержкой психического развития снизилась с 64 до 48 процентов. А численность воспитанников интернатских учреждений в 2002 году впервые с 1995 года сократилась почти на 500 человек. В прошлом году – еще на 142.
Второй акцент программы – работа с родителями как детей с особыми нуждами, так и обычных учеников. Причем, если первых удается убедить отдать ребенка в обычную школу достаточно быстро, то со вторыми, по словам Ульяны Косаревой, сложнее. Когда четыре года назад в одну из сызранских школ были переведены ребята из местного специнтерната, против этого чуть ли не стеной восстали родители, заявившие, что влияние интернатских погубит их любимых чад. А вот их чада как раз весьма спокойно восприняли новичков, и уже через несколько дней было трудно различить, где домашние, а где интернатские школьники. Более того, домашние взяли настоящее шефство над новичками и максимально помогали им вжиться в непривычную обстановку.
Кстати, этот же момент подчеркивают и члены самарской общественной организации «Парус надежды», созданной год назад. В нее объединились родители детей с особыми нуждами, которые являются сторонниками совместного обучения. Руководитель «Паруса» Ирина Тоскина, мама 15-летнего Миши, который не может самостоятельно передвигаться, но учится вполне успешно, говорит, что таким родителям никак нельзя замыкаться в своем несчастье, а необходимо сделать все для того, чтобы обеспечить детям такое существование во взрослой жизни, которое не позволит им стать иждивенцами. У ее коллег по организации масса примеров того, как их детишкам в школьной жизни помогают прежде всего сверстники. И помогают понять то, что один из них даже написал в своеобразном гимне для своих товарищей по несчастью: «Я такой же, как все, человек, лишь судьба по-иному сложилась».
Конечно, на пути реализации областной программы реабилитации трудностей, как говорится, выше крыши. Совершенно нет современных учебников для слепых или глухих детей. Школьные здания не оборудованы пандусами, что делает их недоступными для детей-колясочников. Да и далеко не все учителя горят желанием заниматься с такими детьми, которым нужно уделять гораздо больше внимания, чем обычным. Подвижников-то всегда не хватало. Тем не менее в областном министерстве образования уверены, что программа будет набирать силу. Тем более что сейчас все больше родителей детей с особыми нуждами становятся их союзниками. Да и финансирование этой программы с каждым годом увеличивается.
Валерий Кузнецов, Самара
Дата публикации 4 ноября 2004 г.
«Российская газета»
*