Приюты для добросовестно пьющих. 7 ноября – красный день календаря всего нетрезвого человечества ("РК")
В отечественной истории такие совпадения встречаются крайне редко. День Великой Октябрьской социалистической революции, переименованный нынче в не менее экзотический День согласия и примирения, вот уже почти девяносто лет затмевает другую народную дату – именно 7 ноября 1904 года в Туле был торжественно открыт первый в России … вытрезвитель. В это воскресенье, стало быть, исполняется 100 лет «родным хатам» всех добросовестно пьющих россиян. Предлагаю поднять за это дело и хлопнуть.
Впрочем, поводы для тостов еще найдутся. Ну, например, приняв на грудь по первой, необходимо вспомнить добрым словом отца-основателя российских вытрезвителей – тульского врача Федора Сергеевича Архангельского. Именно он убедил гласных Тульской городской Думы раскошелиться на создание Приюта для опьяневших.
Надоело доктору Архангельскому наблюдать, как цвет отечественной оборонной промышленности после работы откровенно спивается в неприспособленных условиях: «оприходуют» тульские Левши добрую четверть в кабаках, а до дома дойти не могут, лягут под забор прямо на снег или в лужу – к утру, глядишь, уже холодные. С кадрами на оружейных заводах и до революции были проблемы. Вот и обратился Федор Сергеевич к Тульской городской Думе с предложением скинуться всем миром на «приют», в который бы доставлялись все мастеровые, упавшие физиономией не в салат, а в лужу! К чести тогдашних народных избранников, идею врача не отвергли. Наоборот, за три дня публичных обсуждений (это сейчас даже более важные вопросы современные «гласные» предпочитают решать кулуарно за одно заседание) парламентарии единогласно пришли к выводу – богоугодному заведению быть! За государственный счет выкупили у одного купца здание, оснастили его кроватями, спальными принадлежностями, выделили ставку фельдшера, а заодно кучера и сани, чтобы ездил по городу и собирал упавших. Между прочим, пребывание в дореволюционном вытрезвителе «клиенту» ровным счетом ничего не стоило. Наутро перепившего мастерового будили и отправляли на работу.
Пьянство в России всегда было национальной чертой, чего уж тут скрывать. И Тульская губерния является одним из регионов, активно поддерживающих эту традицию. Например, из 23 тысяч российских граждан, погибших от перебора спиртного за год, более тысячи пришлось на потомков легендарного Левши. (Кстати, тоже известного алкоголика, допившегося до чертиков во время командировки в Англию и умершего в Петербургской психлечебнице).
В начале двадцатого века, к слову сказать, летальных исходов среди не в меру пьющих туляков было значительно меньше – «всего» 20-25 человек в год. Спасибо доктору Архангельскому. (Между прочим, давно пора выпить за него)! Всю статистическую картину испортила Великая Октябрьская революция. (Адептам коммунистического движения позволительно на этом месте пропустить сто грамм). Но помнить, после ее свершения алкогольная смертность в Туле выросла в два раза. Однако, как ни странно, самый серьезный скачек советского периода произошел в эпоху «застоя». При Брежневе, который, говорят, был совсем не дурак выпить (поклонники дорогого Леонида Ильича – ну вы поняли), от «зеленого змия» на тот свет отправлялись до полутысячи туляков ежегодно.
Не так давно социологи ВЦИОМ решили установить связь между потреблением водки и ее влиянием на мировоззрения граждан. Для этого пьющий контингент разбили на четыре группы. В первую попали граждане, совершенно не пьющие. Далее шли «отмечающие» — те, кто выпивает исключительно по праздникам и преимущественно «чисто символически». Следующая группа объединила «выпивающих» не чаще чем один раз в неделю. И, наконец, последняя – «пьяницы». Думаю, этот контингент расшифровывать не стоит. Всем задали один и тот же вопрос: «Как вы относитесь к рыночным реформам, проводимым в нашей стране»? Результаты поразили и социологов, и психологов. Больше всего противников реформ было обнаружено среди «непьющих». А вот «выпивающие» и «пьяницы» чуть ли не в едином порыве заявили, что «жить стало лучше, жить стало веселее»!
Однако не забыть бы зачем собрались. Не только о пьющих заботился Федор Сергеевич Архангельский. В приюте он организовал два отделения. Одно называлось «Амбулаторией» и сюда помещали тех, кого подберет кучер. А второе – было прототипом нынешних Центров временного пребывания – туда принимали жен и детей тульских оружейников, если главы семейств под воздействием «зеленого змия» терроризировали домочадцев. Уже через два года после открытия в Туле приюта Архангельского прототипы вытрезвителей появились в каждом уважающем себя российском городе. А в 1913 году на гигиенической выставке в Петербурге Федор Архангельский получил сразу золотую и серебряную медали за организацию приюта. (Желающие «обозначить» это событие могут прервать чтение).
В Туле, к сожалению, Федора Сергеевича не оценили. Даже бюста ему не поставили. А, между тем, после 1917 года в оружейной столице России (то бишь, на родине отечественных вытрезвителей) открылось аж четыре соответствующих заведения. И дефицита в клиентах они по-прежнему не испытывают. Только за девять месяцев нынешнего года в современных «приютах для добросовестно пьющих» побывало около пяти с половиной тысяч туляков. В отличие от дореволюционных порядков, теперь за «вытрезвительные» услуги надо платить. Тариф, правда, не меняется уже несколько лет – 66 рублей 66 копеек. Да и с финансированием Федор Сергеевич, будь он жив, шибко намучился бы. По закону все вытрезвители находятся на муниципальном бюджете. Поэтому здесь наблюдается дефицит койко-мест, постельных принадлежностей, медикаментов. За коммунальные услуги «приюты для добросовестно пьющих» задолжали 326 тысяч рублей. Еще 579 тысяч целковых муниципальные власти не могут заплатить сотрудникам за труд. Даже на бензин порой не бывает средств. Приходится патрулировать улицы на своих двоих и упавшего в лужу потомка Левши нести до вытрезвителя на закорках. Тоже не казенных. (Самое время «пропустить» за доблестных фельдшеров и санитаров).
Несмотря на это, до сих пор вытрезвители являются одними из самых социально значимых объектов оружейной столицы. Тульский градоначальник Сергей Казаков (кому надоело читать могут «остограммиться») неоднократно обращал внимание своих подчиненных на эти заведения. И не просто для проформы. На очередном совещании он как-то откровенно заявил: «Когда работают хорошие вытрезвители – это тоже хорошее отношение к тулякам. Ведь люди в Туле пьют добросовестно». Приятно, конечно, что бракоделов в таком деле у нас нет. Но и качество вытрезвителей от мэрского заявления лучше не стало.
Наоборот, в последнее время в Туле все чаще звучит мнение вообще прекратить финансировать вытрезвители. Дескать, есть больницы, вот пусть там и занимаются чрезмерно пьющими. В Управлении внутренних дел Тульской области такое предложение поддерживают. В лечебных учреждениях и аппаратура получше, и врачи поквалифицированнее, и с медикаментами не столь острая проблема. Одна загвоздка – сами больницы против того, чтобы к ним доставляли подгулявших горожан.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (кстати!..) перед своей смертью оставил яснополянским мужикам, пообещавшим барину «сообразить» ему всем миром памятник, зарок: «Не пейте вина и не жрите табачище – далек тот памятник виден будет». Граф знал о чем говорил. Это только на закате своей жизни Лев Николаевич стал убежденным трезвенником. А в молодости он довольно активно проповедовал высказывание князя Владимира Мономаха о том, что «веселье на Руси есть питие». Достаточно почитать дневники будущего великого русского писателя, чтобы понять, как молодой Лев развлекался. Что ни запись – то жалоба на похмельный синдром и категоричное обещание «завязать» с завтрашнего дня.
А вообще-то, как говорят тульские врачи-психиатры (никто за них не хочет выпить?), алкоголизм в нашей стране болезнь не только традиционная, но и социальная. А как вы думали. Посмотришь на мир трезвыми глазами, и говоришь: «Мать твою»! А выпьешь, и вспоминаешь, что мамочке позвонить надо. Одним словом, с юбилеем вас, дорогие россияне. А кто переберет лишку и окажется в «родной хате», не забудьте помянуть добрым словом Федора Сергеевича Архангельского.
Вагиф КОЧЕТКОВ
«Русский курьер»
№ 408 4.11.2004
________________________________________________________________
(При републикации статьи из газеты «Русский курьер» Информационный канал «Самара Сегодня» использовал иллюстрации с сайта «Газета 41» (Зеленоград)
_______________________________________________________________
*