Иномарки идут на обгон ("Ведомости")
В этом году россияне впервые потратят на покупку новых иномарок больше денег, чем на продукцию отечественного автопрома. Российские автолюбители в этом году уже заплатили за импортные автомобили на $2 млрд больше, чем за отечественные. Правда, по мнению торговцев, чтобы догнать “местных” по числу проданных машин, иностранным концернам понадобится еще лет семь.
В 2004 г. в России объем продаж новых иномарок в денежном выражении существенно превысит выручку от продаж отечественных машин, прогнозируют аналитики. Например, по подсчетам Объединенной финансовой группы (ОФГ), на новые импортированные автомобили покупатели потратят в этом году $4,8 млрд и еще около $2 млрд — на иномарки, собранные в России (с учетом “Шеви-Нивы”). А вот отечественные автозаводы заработают на продаже своих автомобилей лишь $4,3 млрд, утверждает аналитик ОФГ Елена Сахнова. У автодилеров цифры выше: по словам Сергея Алексейчука, вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), уже сейчас в России иномарок продано на $6 млрд, а отечественных автомобилей — более чем на $4 млрд. При этом по сравнению с прошлым годом продажи иномарок выросли на 80%, а отечественных машин — на 5-10%. За девять месяцев этого года было продано 245 000 новых иномарок и 731 000 российских автомобилей. А по итогам года, прогнозирует РОАД, объем продаж иностранных автомобилей достигнет $7,6 млрд, а отечественных машин — $5 млрд. Аналитики тольяттинского агентства ladaonline отмечают, что рост выручки отечественных автозаводов достигается в основном за счет повышения цен на машины, а не увеличения объемов продаж. Дмитрий Иващенко, директор по развитию дилерской сети Ford Motor в России, считает, что продажи отечественных автомобилей в ближайшие годы останутся прежними, а рынок, который за этот период вырастет почти в два раза, будут завоевывать иномарки.
По данным компании “АСМ-холдинг”, флагман российского автопрома — “АвтоВАЗ” в январе — сентябре сократил свою долю в объеме продаж легковушек более чем на 5% до 66%. Продажи автозавода за девять месяцев, по данным “АСМ-холдинга”, выросли лишь на 0,4%, тогда как, например, корейская марка Hyundai “выросла” более чем в 3,5 раза до 33 600 автомобилей, японская Toyota — в 1,8 раза до 33 000 автомобилей, а Ford — в 2 раза до 26 500 автомобилей.
Правда, как отмечал Иващенко из Ford Motor в выступлении на недавней конференции “Автодилер”, чтобы догнать по объему продаж отечественные автомобили, иномаркам потребуется еще семь лет — лишь к 2010 г. в России будет продаваться 800 000 — 1 млн иностранных автомобилей в год.
Игорь Пономарев, финансовый директор группы Genser, говорит, что российские автодилеры находятся сейчас в состоянии эйфории — рост продаж иномарок опережает все прогнозы, а рентабельность существенно выше, чем на Западе. Например, по данным Ford Motor, рентабельность дилера, работающего с массовыми брэндами, в Европе составляет 1-2% от оборота, а в России не опускается ниже 3%. По словам Пономарева, рентабельность продаж Opel составляет 6,3%, Nissan — 6%, Daewoo — 4%, Renault — 3,6%. Однако участники недавней конференции “Автодилер-2004” дружно говорили о том, что дилерам пора готовиться к ужесточению конкуренции на рынке. Правда, никто не может предсказать, когда она наступит. По мнению Алексейчука, продажи иномарок в России будут увеличиваться еще около семи лет. Однако делать прогноз их динамики он не берется. “Это зависит от слишком многих факторов. Например, в начале 2004 г. эксперты предсказывали 30%-ный рост [продаж иномарок], а к концу года получилось в два с лишним раза больше”, — объясняет Алексейчук. Елена Сахнова полагает, что импорт автомобилей будет расти вплоть до 2013 г. А доля отечественных автомобилей на рынке — снижаться на несколько процентов в год. У отечественного автопрома три главные проблемы, считает Сахнова: невысокое по сравнению с иномарками качество, отсутствие новинок и постоянно растущая цена, приблизившаяся уже к дешевым иномаркам. А аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев напоминает, что многие иномарки сейчас в обслуживании обходятся не дороже отечественных, а на сервис корейского автомобиля можно потратить на 20-30% меньше, чем на обслуживание отечественной машины.
Впервые российские автомобили на отечественном рынке оказались в проигрыше еще по итогам 2002 г. — тогда их по объему продаж обошли подержанные иномарки. Последних было продано на $3,2 млрд против $3 млрд, вырученных за российские автомобили. Правда, тогда никто из аналитиков даже не мог предположить, что уже через два года 1-е место по объему выручки на рынке займут новые иномарки.
Елена Виноградова
Татьяна Романова
«Ведомости» 03.11.2004, №202 (1242)
*