Интернет закону не подвластен. Леонид Рейман отчитался перед сенаторами ("ВН")
Комиссия Совета Федерации по информационной политике вчера обсуждала вопрос «О законодательном обеспечении развития инфокоммуникационного сектора экономики России». Неформальный итог заседания состоит в том, что IT-индустрия и связь — лучшее, что есть у российской экономики, несмотря на отсутствие телефонной связи в 47 тысячах населенных пунктов, причем даже в Московской области.
По словам основного докладчика, министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, новый закон «О связи» упростил или отменил вовсе процедуру сертификации для 70—80% ввозимого в страну телекоммуникационного оборудования. Не менее половины операторов связи испытали облегчение от того, что лицензировать их деятельность стало проще. Граждане получили возможность выбирать между «повременкой» и фиксированным тарифом, сохранять телефонный номер при переезде. За счет более строгой регламентации процедуры прослушивания линий связи права граждан на личную свободу защищены теперь надежнее. В бюджете страны появилась строка, предусматривающая целевое выделение средств на конверсию частотного диапазона (что весьма важно, например, для того, чтобы создать условия для роста числа «хот-спотов» — зон беспроводного доступа в Интернет). Разрабатывается закон «О почтовой связи», готовятся изменения к закону «Об информации, информатизации и защите информации», суть которых состоит, в частности, в том, чтобы обеспечить более эффективную «охрану результатов творческой деятельности» (т.е. эффективнее бороться с пиратством).
В отношении необходимости законодательного регулирования Интернета в России г-н Рейман заявил, что это бессмысленно: технологии законодателю не подвластны. Регулировать, по его мнению, надлежит отношения, которые возникают между пользователями Интернета, но для этого достаточно существующих законов. Эти законы, возможно, следует уточнить, но создавать специальный закон «Об Интернете» не надо.
Обсуждение, начатое сенаторами, быстро свелось к очевидной проблеме — обеспечению всех населенных пунктов страны телефонной связью. Сенаторы без сопротивления согласились с тем, что единственное средство ее решения — универсальная услуга связи, т.е. предусмотренный законом минимум услуг связи, доступный в любом месте России, где живут люди. Источником финансирования универсальной услуги, решили члены комиссии, не может быть бюджет. В случае бюджетного финансирования г-н Рейман вообще не взялся определить срок всеобщей телефонизации, но заверил присутствующих, что фиксированные отчисления из доходов операторов связи позволят решить проблему за три-четыре года.
Анна МАЙОРОВА
«Время новостей»
№ 202 3.11.2004
*