Вчера члены комиссии Совета Федерации по информационной политике в присутствии министра информационных технологий и связи Леонида Реймана пытались определить судьбу российского Интернета. Надо ли законодательно регулировать деятельность его обитателей, сенаторы так и не решили. Однако представители «сетевой» общественности все же опасаются, что однажды окажутся под колпаком государства.

img src=http://www.newizv.ru/images/photos/big/20041103210023_2_1b.jpg>

Впервые рабочая группа по разработке законодательства, регламентирующего деятельность провайдеров и пользователей в Интернете, собралась еще в середине июля. Комиссия Совета Федерации по информационной политике, которую уполномочили совместно с Министерством связи проработать возможные варианты регулирования российского сегмента Всемирной паутины, должна была определиться – нужен отдельный закон «Об Интернете» или нет. Часть ее членов утверждала, что таковой необходим, поскольку сеть превратилась в неподконтрольный государству информационный ресурс. Другие сенаторы уверяли, что отдельного документа, описывающего права и обязанности владельцев сетевых ресурсов, пока принимать не стоит. Напомним, что глава рабочей группы Евгений Елисеев заявил тогда «НИ»: «Пытаться создать отдельный закон об Интернете все равно, что претендовать на создание закона о правовом регулировании Солнечной системы. Любому здравомыслящему человеку, представляющему, что такое Интернет, это очевидно». Впрочем, полностью отказаться от соблазна влиять на информационные источники в Сети сенаторы не сумели. Поэтому было принято соломоново решение отдельного закона не принимать, но вместе с тем прописать «некоторые» правовые нормы применительно к Интернету в готовящейся новой редакции закона «О СМИ».

Министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман на вчерашнем заседании комиссии подтвердил это намерение, заявив: «Правовое регулирование в Сети Интернет должно осуществляться законом о СМИ». Он подчеркнул: «Регулированию подлежит не сама Сеть, а правовые аспекты взаимоотношений между поставщиками и потребителями информации. Надо в законе «О СМИ» отразить ответственность поставщиков информации – тех, кто делает информацию публичной путем размещения в Интернете, наклеивания листка на стену или каким-то другим способом». Каким образом чиновники Минсвязи рассчитывают прописать в законе нормы ответственности за «недостойное» поведение в Сети, министр не уточнил. «НИ» он свою позицию прокомментировал так: «Пользователи Сети должны соблюдать установленные законом требования и не ссылаться на специфику сегмента».

Впрочем, г-н Рейман согласен с тем, что Интернет – это такой же способ доставки информации массовому потребителю, как телевизор или проводное радио. «Если мы будем пытаться регулировать информационные технологии, мы никогда не решим проблему», – заметил он.

Несмотря на подобные умиротворяющие высказывания г-на Реймана, некоторые владельцы сайтов опасаются, что государство намерено взять их «под колпак». От имени сетевого сообщества своими соображениями по этому поводу поделился член комиссии, сенатор Дмитрий Бедняков. Он заявил «НИ»: «Технические возможности Сети имеют глобальный характер, поэтому попытки законодательно ограничить права пользователей на получение информации приведут к тому, что сайты начнут эмигрировать и регистрироваться в другой стране». Сенатор привел пример Испании, где после введения ряда законодательных ограничений количество пользователей Интернета сократилось в 10 раз. А владельцы и администраторы сетевых ресурсов, по его словам, просто перерегистрировались в других странах и под другими «именами». «Если речь идет о частичном государственном запрете на связь, а Интернет также является средством связи, то уверяю вас, добиться этого невозможно, – заявил г-н Бедняков. – Как только начинаются разговоры об этом, можно быть уверенным – эффект будет прямо противоположным».

Между тем некоторые сенаторы уже отказались от идеи законодательного регулирования российского виртуального пространства. Вместо этого предложено разработать специальный Кодекс пользователей и провайдеров, который хотя бы на уровне морально-нравственных норм упорядочивал информационные потоки в Интернете. Правда, пока не совсем ясно, займутся ли их разработкой законодательные органы власти или сами сетевые провайдеры, ведя консультации с парламентом. Пока же по крайней мере в среде сенаторов разработкой Кодекса заниматься некому. Обещанное летом создание мини-групп по разработке законодательства в области Интернета так и не состоялось.

КАК РЕГУЛИРУЮТ ИНТЕРНЕТ

Северная Корея. По неофициальным данным, Интернет доступен только самым высокопоставленным руководителям страны и спецслужбам. Еще для небольшого круга обладателей компьютеров действует внутренний северокорейский интранет.

Куба. Разрешение на подключение к Интернету дается центральными органами власти страны только определенному кругу избранных.

Китай. Интернет доступен миллионам китайцев, но далеко не в полном объеме. Специальные фильтры, установленные на узлах обмена китайского трафика с общемировой Сетью, отсекают от китайских пользователей тысячи сайтов, причем не только порнографического и прочего аморального содержания, но и признанные политически неверными. Например, китайцы не могут посетить сайты практически всех западных СМИ, университетов, правозащитных организаций и многие другие.

Монархии Аравийского полуострова. Блокируют доступ своим пользователям Интернета к сайтам, чье содержание противоречит нормам ислама. Как правило, под запрет попадают сайты эротического содержания.

Испания. Каждый испанский коммерческий сайт должен регистрироваться как магазин. Некоммерческим сайтам регистрация не нужна, однако их владельцы должны размещать на страницах свое имя, адрес и персональный идентификационный номер. Недавно принятый закон также требует от провайдеров блокировать доступ к зарубежным сайтам, если на них содержится информация, угрожающая национальной безопасности Испании.

США. Специального закона об Интернете в США нет. Деятельность в Сети регулируется законодательством, регламентирующим те или иные сферы жизни общества или отрасли экономики. Любые попытки ограничить свободу слова в Сети разбиваются о первую поправку к конституции, гарантирующую свободу слова и печати. Даже принятый в 2001 году закон, обязывающий устанавливать в государственных школах и библиотеках систему интернет-фильтров, блокирующих доступ к запрещенной информации, был отменен Верховным судом США. Единственный ограничительный закон о защите детей в Интернете запрещает владельцам сайтов собирать информацию о детях моложе 13 лет без согласия родителей.

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

«Новые Известия»

03.11.04

среда

«Новые Известия»

*