Что будет, если в США никого не выберут?
Американские президентские выборы 2000 года поразили мир неразрешимым тупиком при подсчете голосов, для выхода из которого потребовались месяц и вмешательство Верховного суда.
Поскольку опросы общественного мнения показывают, как и четыре года назад, почти равное распределение голосов между двумя кандидатами, выборы, говорят специалисты, могут пойти по сценарию четырехлетней давности.
Если это действительно произойдет, судьба выборов опять окажется в руках судей. И демократы, и республиканцы мобилизовали армии адвокатов и юристов, готовясь к возможным судебным битвам.
Могут ли голоса распределиться строго пополам?
При 110 млн. ожидаемых голосов по всей стране, вероятность равного распределения крайне мала. Однако «Вашингтон таймс» придумала 33 различных комбинации, при которых голоса членов коллегии выборщиков делятся строго пополам — по 269 голосов за каждого из кандидатов.
У американской конституции есть на это ответ — применявшаяся лишь однажды в 1824 году при выборах президента Джона Квинси Адамса 12-я поправка.
Она отдает право выбора президента Палате представителей, верхней палате конгресса. Учитывая, что республиканцы в верхней палате, судя по всему, имеют полный контроль, избрание Джорджа Буша становится весьма вероятным.
Однако у нижней палаты, в которой большинство у демократов, есть право выбирать вице-президента. Так что есть вероятность, что выборы завершатся совсем уж парадоксально — президент республиканец Буш при вице-президенте демократе Эдвардсе.
Можно ли ожидать судебных процессов на этот раз?
Вполне возможно, поскольку кризис во Флориде в 2000 году заставляет избирателей серьезно относиться к проблеме испорченных бюллетеней.
Раньше повода для волнений не было, потому что разрыв между голосами, поданными за того или иного кандидата, был больше числа недействительных бюллетеней.
Теперь избиратель знает, сколь важными могут оказаться испорченные бюллетени, и, следовательно, можно ожидать судебных процессов.
Есть ли риск повторения «флоридского сценария» 2000 года?
Вряд ли в таком же точно виде. В прошлый раз проблема была в машине для считывания перфокарт для голосования. Теперь голосующие в штате не пробивают дырочку в бюллетене, а касаются пальцем экрана компьютера.
Однако и во Флориде, и в других штатах есть множество возможностей судебного оспаривания результатов голосования и подсчета голосов.
Так что вмешательство судов кажется вполне вероятным.
Какие могут быть поводы для оспаривания результатов в суде?
Надежность машин для голосования. Компьютерные программы уже вызывали сомнения в надежности, а про перфокарты, которые используются по-прежнему в ряде штатов, после Флориды и говорить не приходится.
Регистрация избирателей. Кто и где может голосовать — всегда оставалось проблемой на американских выборах.
Действительность «временных бюллетеней», поданных избирателями, которые полагают, что имеют право голоса, но по различным причинам не внесенными в списки.Таким избирателям можно в этом году голосовать, а законность их действий определяет потом. Однако этот процесс может быть долгим, и его вполне можно оспаривать.
Голосование по открепительным талонам. Предполагается, что нарушения более вероятны в тех случаях, когда избиратель не приходит на свой участок.
Возможно ли оспорить в суде легитимность института коллегии выборщиков?
Да. Президент США выбирается не прямым голосованием, а коллегией выборщиков, в которой каждый штат представлен пропорционально населению.
Во всех штатах, кроме двух, выборщики отдают свои голоса за того кандидата, за которого проголосовали избиратели их штата.
Это дает возможность кандидатам оспаривать легитимность близких результатов. Именно это и произошло во Флориде, где Буш победил с отрывом в 0,01% голосов. Что и определило результат всех выборов.
Однако штат Колорадо пытается провести закон, по которому голоса выборщиков распределяются пропорционально поданным голосам, а не полностью за того кандидата, который набрал больше голосов.
Эта идея называется 36-й поправкой, и она может открыть путь к судебным разбирательствам, в частности — о применимости этой поправки к нынешним выборам.
Как оспариваются результаты в суде?
Сначала иск отправляется местным избирательным властям. Однако истцы могут просить суды, как местные, так и в федеральный, вмешаться.
Это произошло в 2000 году. В серьезных случаях именно суды и выносят решения. На последнем этапе может вмешаться Верховный суд.
В 2000 году так произошло, когда Верховный суд прекратил ручной подсчет бюллетеней во Флориде, посчитав это нарушением положений законов, предусматривающих равные права для всех избирателей.
Можно ли ожидать, что судебные иски приведут к изменению законов?
Безусловно, будут делаться попытки изменить закон, но конституция США написана так, что поправки к ней принимать крайне трудно. Институт коллегии выборщиков стал гораздо более демократичным, но попытки полностью от него отказаться успеха до сих пор не имели.
Если 2 ноября победитель не определится, кто будет управлять Америкой?
Хотя выборы проводятся в ноябре, президентский срок официально длится с 20 января по 19 января в течение четырех лет. Это значит, что кто бы ни победил, Буш останется в Белом доме еще на два с половиной месяца.
В 2000 году споры завершились задолго до 20 января, но аналитики обсуждали, кто может стать временным президентом США.
Билл Клинтон не мог оставаться у руля, поскольку тогда бы он превысил четырехлетний срок. Его вице-президент Ал Гор не мог, потому что был участником президентской гонки.
Дэннис Хассерт, спикер палаты представителей, был следующим «в очереди», но чтобы стать президентом ему надо было уйти со своего влиятельного поста, а на это он бы вряд ли согласился.
Президент сената, нижней палаты, Стром Турмонд, был в 97 лет признан слишком старым для занятия поста временного президента.
Следующей в очереди была Мадлен Олбрайт, но госсекретарь не была рождена в США, а значит и не могла вселяться в Белый дом, пусть и временно.
Так что если бы суды не успели четыре года назад принять решение, то во главе страны стал бы министр финансов Лоренс Саммерс.
02 ноября 2004 г., 13:16 GMT 16:16 MCK
*