Историки моды помнят эту странноватую немку как изобретательницу стиля «унисекс»: она не смущалась надевать брюки и мужской фрак. Убежденная космополитка, при жизни не прощенная соотечественниками за бегство из Германии в канун мировой войны. Киносимвол и самая популярная актриса прошлого столетия. Предмет обожания и вожделения двух поколений мужской половины человечества. Непревзойденный мастер сотворения собственного «эго».

Женщина-стиль ХХ века. Увлеченный ее эстетическими фантазиями Кристиан Диор создал грандиозные коллекции женской одежды, по сей день пользующиеся бешеной популярностью светских львиц. О ее судьбе продолжают писать пьесы и снимать фильмы. И все же: что мы знаем о несравненной Марлен? Где грань, отделяющая мифы от истины? Достоверно известно: она не была образцовой матерью и считала, что любить Германию ей особо не за что. А сумасшедшему зрительскому успеху величайшей актрисы всех времен и народов предшествовали восемнадцать провальных в прокате фильмов, снятых еще до того, как ее внешность и имидж «вылепила» целая когорта высококлассных хореографов и визажистов. При этом ни одна из 52 кинолент с участием прусской дивы даже не претендовала на голливудский «Оскар».

Но существуют неоспоримые свидетельства, принадлежащие той ушедшей эпохе, которые дают право судить о реальном вкладе Марлен в мировую культуру, шоу-бизнес и даже большую политику в годы Второй мировой войны. Это — обширное собрание фотографий, альбомы, журналы, газетные вырезки, компакт-диски, личные документы актрисы, представленные на выставке «Марлен Дитрих», открывшейся в залах Самарского художественного музея и Тольяттинского культурно-просветительного центра «Персона». С триумфальным успехом выставка успела объехать все обжитые континенты Земли и после демонстрации в Сиднее впервые оказалась в России в рамках «Немецко-российских культурных встреч-2004». Встречи, на этот раз в Поволжье, регулярно организуют Немецкий культурный центр им. Гете в Москве и берлинский фонд «Немецкая кинематика».

— Марлен очень любила Россию, — сказал на открытии выставки специально прилетевший из Америки внук героини Питер Рива. — Она часто повторяла: «У меня русская душа». Ее любимым писателем был Паустовский, а композитором — Стравинский. Русские люди занимали в ее сердце особое место.

Любила ли Дитрих Россию, о которой не знала почти ничего? Сегодня трудно найти ответ на этот вопрос. При личной встрече она упала на колени перед Константином Паустовским. «Весну священную» Игоря Стравинского считала самой эротичной музыкой. Может быть, еще там, на востоке Европы, она видела силу, способную остановить оголтело рвущийся к власти и уродующий ее родину ненавистный нацизм. Единственный концерт Марлен в Ленинграде состоялся в 1964 году. Ее личный автограф лежит в эти дни под стеклом на стенде тольяттинского культурного центра. Увидеть знаменитую космополитку в тот короткий миг хрущевской оттепели посчастливилось не многим…

«Голубой ангел» был впервые показан в кинотеатрах Берлина 1 апреля 1930 года. На другое утро Марлен проснулась кумиром немецкой нации. Влиятельная столичная газета «Штерн» изнемогала от восторга. Кадр с портретом актрисы из этого фильма украсил обложку толстой биографической книги о Дитрих, выпущенной недавно одним из российских издательств. В общем-то, немногочисленные посетители выставки, среди которых по не ясной причине преобладают девушки-студентки, неторопливо листают фолиант, обильно иллюстрированный снимками разных лет.

— Фильмов с участием Марлен Дитрих я не видела, — честно признается будущий дизайнер, студентка Самарского архитектурно-строительного университета Вика Прокоповичюте. — Но, изучая дизайн и сценографию, мимо такой колоритной фигуры не пройдешь. Как говорит наш преподаватель: Дитрих в архитектуре — это готика, а ее сверстница Любовь Орлова — псевдорусский стиль.

И в дофашистской Германии, и позже — в Америке Дитрих снимали лучшие фотохудожники мира. Йозеф фон Стенберг, Тау Гернетт, Джек Кафман, Скотли Вельбур стали прижизненно признанными классиками фотографии благодаря великой Марлен. Вечное пристанище Дитрих нашла в Париже. 1942 год, Нью-Йорк. Марлен и ее последняя большая любовь Жан Габен. Не эта ли встреча позже привела актрису в послевоенную Францию?

— Говорят, моя бабушка любила Эдит Пиаф, — кулуарно улыбается Питер Рива. — Это неправда. Она любила другую женщину. Но ее фотографии здесь нет.

Владимир УЛЬЯНОВ

Самара — Тольяти

«Трибуна»

ВТОРНИК

2 НОЯБРЯ , 2004 ГОДА

"Трибуна"

***