Инвалидное обещание. Правительство защищает федеральный бюджет от происков регионов ("ВН")
Российские инвалиды, которые едва ли могут похвастаться повышенным вниманием к себе со стороны государства, опять незаметно для себя стали важной картой в большой политической игре. Вчера на совещании в Белом доме по проблемам монетизации льгот их не раз поминали, и отнюдь не всуе, ключевые фигуры кабинета министров — вице-премьер Александр Жуков и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Последний после совещания даже заявил, что в ближайшие десять дней правительство примет решение о создании Федеральной службы по медико-социальной экспертизе, одной из функций которой будет разработка программ социальной реабилитации инвалидов.
Отразится ли реально появление новой бюрократической структуры, подведомственной Минздраву, на благосостоянии людей, имеющих большую или меньшую степень нетрудоспособности, — еще вопрос. Хотя г-н Зурабов и заверил, что только на обеспечение инвалидов протезно-ортопедической продукцией планируется в следующем году израсходовать 4,9 млрд руб. Очевидно другое — главная функция создаваемой службы, во всяком случае на данный момент, будет скорее не социальной, а «силовой». Она призвана защитить российский бюджет от происков администраций субъектов федерации, которые за считаные недели до начала реформы социальных выплат пытаются в спешном порядке перевести как можно больше льготников с регионального довольствия на федеральное. И присвоение группы инвалидности — или, по новой терминологии, степени утраты трудоспособности — представляется для губернаторов самым простым способом «избавления» от льготника, который в этом случае автоматически попадает в федеральный регистр.
Примечательно, что принципиальным согласием правительства на создание новой службы г-н Зурабов заручился в тот самый день, когда Пенсионный фонд должен был закончить объединение и выверку федерального регистра граждан, имеющих право на льготные выплаты. По словам министра, «работа почти завершена, но должен быть доработан вопрос, связанный с льготниками, относящимися к силовым ведомствам». Спешка, в которой готовился регистр, едва ли диктовалась исключительно технической необходимостью, хотя это тоже крайне важно — ведь за оставшиеся недели Минздравсоцразвития, Минфину и ПФР нужно еще просчитать расходы на ежемесячные выплаты и так называемый набор социальных услуг. Однако наверняка федеральный центр преследовал и цель хотя бы психологически «закрыть» регистр от регионов, имеющих в руках такой инструмент, как врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), входящие пока в структуру местных органов здравоохранения. И этим инструментом, как утверждал на днях во время слушаний в Госдуме руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев, и пользуются региональные власти.
В массовом порядке «инвалидизировать» тружеников тыла и ветеранов труда, за помощь которым отвечают регионы, практически невозможно. А вот добиться включения в федеральный регистр хотя бы людей, имеющих право на бесплатное или льготное получение лекарств в связи с тем или иным социально значимым заболеванием (постановлением правительства №890 от июля 1994 года определен список этих заболеваний, и весь груз финансовой ответственности возложен на субъекты федерации), вполне реально при наличии активно работающих ВТЭК, штампующих заключения об инвалидности.
На происки региональных властей, завышающих число федеральных льготников, чиновники Минздрава беспрерывно жаловались всю осень. Так, по словам, г-на Хабриева, Рязанская область изначально пыталась представить в ПФР данные, по которым получалось, что правом на федеральные льготы обладает до 45% ее населения. После проверки было подтверждено право лишь 15%. В целом же по стране объем «льготных» заявок от регионов почти вдвое превысил расчеты реформаторов. По словам помощника главы Минздравсоцразвития Людмилы Безлепкиной, изначально в министерстве планировали, что список будет содержать фамилии 12,7 млн человек, после же обобщения всей информации, предоставленной субъектами федерации, выходило, что в регистре окажутся 23 млн льготников. А это означало бы не только увеличение расходов федерального бюджета, но и девальвацию слов президента и правительства, обещавших в ходе реформы не только не ухудшить, но и улучшить положение россиян, имеющих право на льготы. Поэтому составителям регистра наверняка пришлось немало попотеть, чтобы уложиться в границы 13—14 млн человек, на которых в итоге согласилось правительство.
Формально список льготников, по заверениям г-жи Безлепкиной, остается открытым и будет пополняться в 2005-м. Что неудивительно — по оценкам Михаила Зурабова, ежегодно более миллиона человек впервые признаются инвалидами. Однако в следующем году медико-социальная экспертиза уже встроится в министерскую вертикаль, причем в виде целой службы. И к тому же будут утверждены единые государственные стандарты для работы этой системы — во время вчерашнего совещания вице-премьер Александр Жуков даже назвал их разработку «первоочередной задачей правительства». Неудивительно, что до решения этой первоочередной задачи инвалидов правительство просит не беспокоиться — якобы в их же собственных интересах. Г-н Зурабов заверил вчера, что для получения с января доплат к пенсиям и пособиям в этом году не нужно будет ни дополнительные бумаги собирать, ни к врачам лишний раз обращаться. А уже в 2005-м все вопросы урегулирует Федеральная служба по медико-социальной экспертизе. На ее создание и на предотвращение девальвации своих обещаний правительство готово потратить 1,9 млрд рублей.
Олег ВОЛКОВ
«Время новостей»
№ 201 2.11.2004
*